Кого на Руси цитируют хорошо: о чем говорит новый рейтинг глав субъектов РФ
В Сети появился рейтинг медиаактивности глав субъектов РФ. Его подготовило информационное агентство Nation News. Создатели уверяют: рейтинг дает четкое представление о том, насколько граждане нашей страны осведомлены о деятельности мэров и губернаторов. Изучил работу журналистов и политтехнологов корреспондент Федерального агентства новостей.
Сразу обращает на себя внимание, что рейтинг составляется на основе упоминаемости губернаторов и глав республик в средствах массовой информации. Робот считывает разные параметры: количество СМИ, количество новостей и информационных сюжетов о главе региона, а также население субъекта РФ. Результаты выдаются в виде таблицы за день и за неделю.
«Вообще я скептически отношусь к составлению различных рейтингов. Обычно они не отображают реального положения вещей. Другое дело, если будут проводиться независимые соцопросы, анализироваться соцсети. Но эффективность того или иного губернатора видна по жизни в регионе. Вот попадаешь в один регион — там нормальные дороги, люди говорят, что живут в целом неплохо. И попадаешь в другой — там массово закрываются школы, больницы, библиотеки, люди сидят без работы. Рисовать статистику тоже можно любую. Но обычно сразу видно, где благополучно, а где нет», — комментирует директор Центра стратегического анализа Института инновационного развития Андрей Иванов.
Но если отбросить эмоции и посмотреть на методологию, что остается в сухом остатке? По каким критериям определяется активность того или иного главы региона?
Во-первых, это замеры по косвенным показателям — открытые данные ФОМа или ВЦИОМА, мнения людей на фокус-группах и в экспертных интервью, из обсуждений в форумах и социальных сетях. Во-вторых, это количественные критерии: сколько материалов было инициировано пресс-службой, и сколько положительных упоминаний в СМИ получил глава региона. Фактически за основу берутся все СМИ региона, упоминаемые губернатора в электронном виде, и делятся на количество жителей.
«Есть рейтинг «Медиалогии» (системы мониторинга СМИ), на который все ориентируются — там совсем другие результаты. Не могут быть Рамзан Кадыров, Сергей Собянин, Георгий Полтавченко и Сергей Аксенов на правах глав регионов, которые все время в центре внимания, быть позади многих. Например, назначили на прошлой неделе исполняющим обязанности главы Удмуртии Александра Бречалова — он постоянно был в новостях. Где место Бречалова в рейтинге? Очевидно, он не совсем адекватен реальной ситуации», — отмечает в беседе с ФАН политолог Игорь Рябов.
Если брать рейтинг за последние сутки, то первые три строчки там занимают губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин, губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин и глава Республики Калмыкия Алексей Орлов.
«Метод, в котором количество упоминаний в СМИ (причем, неважно каких — электронных или печатных) оценивается относительно количества жителей, вызывает вопросы. Во-первых, непонятно, что это дает? Какое новое знание открывается? Во-вторых, такой принцип не отражает реальную медиаактивность глав регионов и не соответствует реальной медийной повестке. Давайте вспомним последнюю неделю. Главные ее темы — теракт в метро Санкт-Петербурга и назначение Бречалова главой Удмуртии. Полтаченко и Бречалов были в топе новостей — это просто объективно. Но по рейтингу они аутсайдеры, потому что в их регионах живет много людей. В лидерах рейтинга медийной активности, согласно такой методике, все время будут малонаселенные регионы. Не очень понятно, зачем этот принцип вообще введен тогда в расчеты», — подчеркивает эксперт.