Ежедневные актуальные новости

Российские банки на Украине: национализация вероятнее распродажи

Российские банки на Украине: национализация вероятнее распродажи

Заместитель председателя Национального банка Украины Екатерина Рожкова заявила, что российские банки, работающие на территории страны, инициировали переговоры о продаже своего украинского бизнеса.

«Мы точно знаем, что все банки с государственным российским капиталом, которые сегодня работают в Украине, ведут переговоры о потенциально возможной продаже», — рассказала Рожкова в эфире телеканала «Интер».

Фраза Рожковой о «государственном российском капитале» лишний раз подчеркивает различие в подходах украинского банковского регулятора и российских банков, имеющих свои подразделения на «Незалежной».

Важная ремарка

В этом конфликте, формально инициированном украинской стороной в связи с признанием Россией паспортов непризнанных ЛНР и ДНР, изначально оказались замешаны «Сбербанк Украина», VS Bank (оба — дочерние структуры «Сбербанка России»), «Альфа-Банк Украина» и «Укрсоцбанк» (оба — дочерние структуры российского «Альфа-Банка»), украинский банк ВТБ и БМ-Банк (100% дочерние предприятия российского банка ВТБ) и банк «Форвард», которым владеет российский банк «Русский стандарт». Кроме того, один из банков, «Проминвестбанк», имеет смешанное российско-украинское владение (контрольный пакет принадлежит российскому Внешэкономбанку, миноритарный — другим акционерам).

Таким образом, к началу конфликта на Украине работало восемь банков с российским капиталом. Все они являются украинскими юридическими лицами, однако их материнские структуры работают по законам Российской Федерации и, как следствие, после кремлевского указа они приступили к обслуживанию граждан ЛНР и ДНР на территории России с использованием паспортов непризнанных республик.

Надо сказать, что практически все перечисленные украинские «дочки» российских банков поспешили выступить с официальными заявлениями о том, что они придерживаются в своей деятельности законов киевской Украины — и не признают паспортных документов, выданных донбасскими республиками. Однако это не спасло эти банки ни от акций вандализма со стороны праворадикалов, ни от санкций Нацбанка.

Волна погромов и блокирования отделений этих «дочек» прокатилась по городам Украины. В ходе этих акций вандализма больше всего пострадали отделения «Альфа-Банка» и «Сбербанка». Кроме того, 15 марта Совет национальной безопасности и обороны Украины предложил Нацбанку применить санкции по выводу капитала к пяти банкам российского происхождения, что было утверждено президентом Украины Петром Порошенко днем позже.

Российские банки на Украине: национализация вероятнее распродажи

В ремарке Нацбанка о «госкапитале» скрывается извечная украинская хитрость: несмотря на то, что формальные «нарушения», даже в риторике самих украинских чиновников и политиков, совершили все восемь банков с российским капиталом, санкции были применены лишь к пяти — к «Сбербанку Украина», VS Bank, «Проминвестбанку», ВТБ Банку и БМ-банку. Нетрудно увидеть, что весьма ожидаемого наказания смогли избежать структуры российской «Альфа-Групп» — «Альфа-Банк Украина» и «Укрсоцбанк», а также банк «Форвард», принадлежащий «Русскому стандарту».

Таким образом, украинские власти и банковский регулятор пытаются избежать катастрофического сценария в украинской банковской системе. Для этого они выбирают во взаимоотношениях с российскими банками извечный принцип «разделяй и властвуй», стараясь сделать процесс ухода российских банков с Украины максимально комфортным для экономики страны.

Путь на выход

По словам Рожковой, НБУ считает продажу украинских «дочек» российских банков наилучшим способом покинуть рынок Украины, потому что, по ее словам, «в сегодняшних условиях, к сожалению, о каком-то дальнейшем развитии этих банков на территории Украины говорить, конечно, нельзя».

Однако, скорее всего, заместитель председателя НБУ выдает желаемое за действительное — в кризисе находится вся банковская система Украины, в силу чего вопрос «невозможности развития» касается всех украинских банков. Он же закрывает многие возможности для не то что выгодной, но и просто разумно-безубыточной продажи украинских «дочек» российских банков.

Читать также:
Киев к концу недели обещает ввести санкции против российских банков

До сегодняшнего дня российский сегмент на украинском банковском рынке был одним из самых здоровых: на счетах банков с государственным российским капиталом украинские граждане и предприятия хранили около 21 млрд гривен, в то время как кредитный портфель этих банков в два раза превышал их обязательства перед украинскими клиентами. По сути дела, недостающую часть кредитного ресурса украинские «дочки» черпали из капитала российских материнских структур, таким образом осуществляя наполнение своего баланса — и кредитуя украинскую экономику за счет российских денег.

Читайте также: Украина перед коллапсом: Дмитрий Лекух о том, почему МВФ не дал Киеву кредит

Теперь введенные НБУ санкции не позволяют украинским «дочкам» проводить какие-либо капитальные операции в адрес своих материнских структур: российские банковские деньги оказались в украинской ловушке, из которой им теперь будет невозможно выбраться как минимум год, а в перспективе — никогда. Таким образом, единственным шансом для продажи российских банков являются сделки за пределами Украины — когда в обмен на акции того или иного украинского банка его материнские структуры получат активы за границей. В противном случае, такая сделка будет бессмысленна для владельцев украинских «дочек».

Российские банки на Украине: национализация вероятнее распродажи

Но даже такого рода продажа будет непростым делом. Как уже было сказано, банковский сектор Украины переживает отнюдь не самые лучшие времена — суммарный убыток (с учетом прибыли) банковского сектора Украины по итогам 2016 года составил 160,1 млрд гривен. Львиную долю этих убытков обеспечил недавно национализированный «Приватбанк» (-135,8 млрд грн), но в десятку самых убыточных банков, в том числе и за счет объема своих активов, попали российские «Укрсоцбанк» (-11 млрд грн), «ВТБ Банк» (-6,3 млрд грн), «Альфа-Банк» (-4,2 млрд грн), «Проминвестбанк» (-4,0 млрд грн), «Сбербанк» (-2,8 млрд грн) и «БМ-Банк» (1,8 млрд грн).

Национализация «Приватбанка» показала единственно возможный вариант спасения таких «тонущих лайнеров» украинского банковского сектора: в условиях тотальной убыточности операций на украинском банковском рынке и нежелания иностранного капитала инвестировать в страну источником средств для стабилизации убыточных банков становится украинский бюджет.

Читайте также: Крым, три года: Роман Носиков об истории, которая никогда не заканчивается

Согласно самой консервативной оценке, на спасение потонувшего «Приватбанка» украинскому бюджету надо будет затратить около 160 млрд грн. Речь идет о том, что убытки банка необходимо будет покрыть за счет денег налогоплательщиков. Более того, это отнюдь не страхует украинские власти от того, что с приобретением «Приватбанка» они не получат тот самый «чемодан без ручки», который и нести неудобно, и выбросить нельзя — ибо подсудное дело.

Поэтому, как ни странно, но одним из наиболее вероятных сценариев после недавних решений СНБО Украины и НБУ является банкротство или национализация украинских «дочек» российских банков, а отнюдь не объявленная Рожковой «счастливая продажа» этих проблемных и убыточных активов, которые теперь уже окончательно лишаются российской поддержки.

Уже в самое ближайшее время мы увидим точное место запятой в извечной фразе «уходить нельзя остаться», которая весьма четко символизирует положение российского капитала на Украине.