Ежедневные актуальные новости

Матвейчев: Сирийская оппозиция затягивает переговоры в Астане, ожидая сигнала США

Олег Матвейчев

Делегация сирийской оппозиции прибыла в Астану. Оппозиционеры проследовали в отель Rixos, где сейчас проходит консультация стран-гарантов сирийского перемирия с участием представителей Иордании и ООН. Следует отметить, что прибывшие представители — только часть всей делегации оппозиции. Оставшиеся ее члены во главе с Мохаммедом Аллушем, как ожидается, прибудут в Астану сегодня ночью.

Из-за задержки представителей оппозиции еще этим утром заседание международной группы по урегулированию сирийского кризиса было перенесено на четверг. «Уважаемые коллеги, начало очередного заседания высокого уровня в рамках Астанинского процесса по урегулированию ситуации в Сирии переносится на 12.00 часов 16 февраля 2017 года», — цитирует Lenta.ru официальное сообщение МИД Казахстана, распространенное по этому поводу.

Напомним, что сегодняшняя встреча — уже вторая, которая проходит в рамках казахстанского формата. Первая межсирийская конференция прошла 23–24 января. Кроме того, 6 февраля в Астане состоялось первое заседание совместной оперативной группы по мониторингу режима прекращения огня с участием экспертов России, Турции, Ирана, ООН и Иордании.

Разумеется, урегулирование сирийского вопроса невозможно без самих сирийцев. Тем не менее, еще вчера было неизвестно, приедут  ли оппозиционеры на межсирийскую конференцию, запланированную на 15–16 февраля, вообще. Сегодня оппозиционеры начали пребывать, правда, с серьезной задержкой. Что это может означать для всего переговорного процесса? С этим вопросом Федеральное агентство новостей обратилось к Олегу Матвейчеву, известному блогеру и политологу, профессору Высшей школы экономики.

«Дело в том, что процесс был запущен. Встреча в Астане была заранее оговорена: ее дата, ее повестка, рабочий распорядок переговоров всех заинтересованных сторон. Тем не менее, до сих пор существует проблема с американской стороной, со статусом участия США в казахстанском формате. Раньше, при прежней администрации, США, как мы знаем, плотно контактировали с сирийской оппозицией. Сейчас, с приходом Трампа в Белый дом, эти контакты утрачены. Не существует четкого ответа на вопрос, что Америка собирается делать в Сирии. Во-первых, не до конца еще определен состав политического руководства страны. Во-вторых, со своих постов в Госдепе и других структурах ушли все старые «контактеры» с сирийцами.

Читать также:
Медбрат-педофил совратил малолетних девочек в подмосковной больнице

Первая конференция в Астане

Отсюда и замешательство так называемой сирийской умеренной оппозиции. Конечно, они бы хотели выступать на переговорах в Астане с сильных позиций. Они хотели бы, чтобы за нами стояли Соединенные Штаты. Поскольку сейчас поддержки со стороны США оппозиционеры не ощущают, они вынуждены вести переговоры в столице Казахстана с весьма слабых и неопределенных позиций. Им нечего противопоставить аргументам и фактам других участников переговоров. Отсюда и практика затягивания переговорного процесса. Сейчас они будут опаздывать, они будут выдвигать неконструктивные требования, тратить время и силы всех собравшихся на обсуждение каких-то непринципиальных моментов и т.д. Оппозиция будет ждать, пока США не подадут какой-то сигнал», — приводит свою точку зрения политический обозреватель.

Сейчас, как мы видим, США — новая президентская администрация — не раскрывают свои карты. Они не демонстрируют никакого реального интереса к переговорам в Астане. Все же, как мы знаем, и в рамках нынешней встречи, и ранее в январе США на переговорах представлял американских посол в Казахстане. «Конечно, это человек, который, очевидно, является на всех этих встречах простым наблюдателем. Его компетенция на сирийские вопросы не распространяется, никаких реальных полномочий у него нет. Его единственная задача — сообщать в Государственный департамент о происходящем. Он в Астане, буквально, для сбора фактов», — поясняет Олег Матвейчев.

«Когда американцы, наконец, решат проявить внимание к этой площадке для межсирийских переговоров, то к их делегации присоединится какой-то более важный чиновник Госдепа с более широкими полномочиями. Одновременно с тем сирийской оппозиции будет дано понять, на что они могут рассчитывать со стороны американцев. До тех пор оппозиционеры не могут знать, собираются ли США «сдать» их полностью или нет. Им неизвестно, если их будут поддерживать, то по каким конкретным вопросам. Поскольку сейчас они не знают, что делать, они будут тянуть и дальше», — подводит итог Матвейчев.