Ежедневные актуальные новости

После Декларации о государственном суверенитете России начался распад КГБ на суверенные фрагменты

После Декларации о государственном суверенитете России начался распад КГБ на суверенные фрагменты

Принятие 27 лет назад Декларации о государственном суверенитете России имело далеко идущие последствия. Т.н.»демократические круги России настаивали на образовании республиканского КГБ, ранее не существовавшего в советское время. Задачи по обеспечению безопасности РСФСР решались подразделениями центрального аппарата КГБ СССР, которому были напрямую подчинены органы безопасности в автономных республиках, краях и областях. Создание самостоятельного российского КГБ ослабляло позиции централизованного КГБ СССР, приводило к существенному уменьшению влияния союзных структур на подразделения органов госбезопасности на территории республики.

Руководству «суверенной» России требовались свои «собственные» органы КГБ. Ельцин, как всегда, с упорством и настойчивостью стал добиваться образования российских органов безопасности, что позволяло ему уменьшить позиции Горбачева и самостоятельно контролировать огромную республику через эффективно действующие, отмобилизованные территориальные органы государственной безопасности. «Демократическое» окружение Ельцина не скрывало, что создаваемое республиканское КГБ предназначалось для ограждения России от «непомерных посягательств Центра».

Руководство КГБ СССР всячески оттягивало сроки проведения таких серьезных преобразований в системе органов безопасности. В конечном итоге, в мае 1991 года Крючков с согласия Горбачева был вынужден пойти навстречу российским властям — подписал с Ельциным совместный Протокол о создании республиканского КГБ. Отсутствие КГБ в России не соответствует системе федеративного устройства нашего государства, в новых условиях его создание отвечает объективным потребностям нашего общества, — вынужден был признать Крючков.

Но существовали серьезные опасения, что сам процесс образования республиканской структуры КГБ затянется по времени, что создаст дополнительные трудности и снизит эффективность оперативной работы. Так оно и случилось, с мая до августовских событий КГБ России находился в стадии своего формирования, организационного становления, кадровых перестановок, а территориальные органы продолжали быть в двойном подчинении. Они попали в своеобразный капкан, когда в дни ГКЧП получили два противоречащих друг другу указания от В. Крючкова и В. Иваненко.

18-19 мая 1991 года в Москве состоялось первое совещание руководителей российских территориальных органов КГБ, на котором выступил Ельцин. Оно было показательно, прежде всего, тем, что в отличие от Горбачева, ни разу не встретившегося с чекистами, президент России Ельцин высказывал уважение к работе создаваемого республиканского КГБ. Он ставил перед ним конкретные задачи и в определенной степени обращал к себе, склоняя на свою сторону руководителей органов безопасности автономных республик, краев и областей. Некоторые уважаемые руководители в своих выступлениях не стеснялись с высокой трибуны присягнуть ему в верности.

Читать также:
Они ушли и не вернулись: уехавшие в Европу украинцы не хотят обратно

Естественно, события в Москве вокруг образования самостоятельного российского КГБ не могли не сказаться на атмосфере в чекистских коллективах страны, накладывали отпечаток на развитие обстановки вокруг органов КГБ в других союзных республиках. У многих появлялось желание иметь собственное, родное «карманное» КГБ.

Верховный Совет Украинской ССР дал соответствующие поручения по вопросам дальнейшего регламентирования деятельности органов безопасности в республике, полного закрепления их подотчетности и подконтрольности высшему республиканскому органу власти».

Поэтому когда  в республиканские КГБ пришла шифротелеграмма № 72752-318 за подписью Крючкова о создании ГКЧП и с требованием перевести подразделения и войска КГБ в состояние повышенной боевой готовности и предписывалось принять все исчерпывающие меры по безусловному выполнению решений ГКЧП,  большинство руководителей республиканских органов безопасности колебались недолго, и поступили, как председатель КГБ УССР, который на этой шифротелеграмме написал резолюцию «Руководствоваться решениями Верховного Совета Украины и требованиями председателя Верховного Совета Украины Кравчука, высказанными в обращении к украинскому народу».

Также после ГКЧП (в сентябре, т.е. еще существовал Союз, т.к. без соблюдения юридических норм, того же закона о порядке выхода из СССР, который ПОЧЕМУ-ТО был принят накануне ВС СССР, все эти Декларации с юридической точки зрения были ничтожными) Горбачев издал указ, мол, в связи с ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУВЕРЕНИЗАЦИЕЙ республик КГБ ввести в состав коллегии представителей этих республик (в советское время только Украина имела, начиная с 20-го года собственного представителя).

Из воспоминаний экс-председателя КГБ УССР Голушко

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции