Доверие к власти — неотъемлемая часть демократического общества
Недавно Центр Разумкова опубликовал данные социологического исследования касательно отношения граждан Украины к общественным институтам и их (граждан) электоральных ориентаций.
Если исходить из конституционного положения о том, что единственным источником власти в Украине является народ, а также устоявшегося постулата, гласящего, что подлинная легитимность власти определяется степенью народного доверия, то картина вырисовывается буквально апокалиптическая.
Невиданный в истории Украины негативный баланс имеют все три властных института: Верховная Рада — минус 77,6%, Кабинет министров — минус 69,1%, президент — минус 49,9%, госаппарат (чиновники) — минус 79,1%.
Не сложно предположить, что этот антирейтинг ещё подрос после указа о запрете соцсетей и введения новых языковых квот на телевидении. Такая ситуация является категорически неприемлемой для любой демократической страны. Она более всего тянет на определение «узурпация власти», потому что в приличных государствах с такими антирейтингами принято самораспускаться и уходить в отставку.
Показатели откровенного недоверия со стороны народа к иным, не менее важным для нормального функционирования демократии, институтам тоже зашкаливают: прокуратура — минус 73,8%, суды — минус 79,6%, НАБУ — минус 43,5%.
Таким образом, условно-обобщённая судебно-правовая ветвь власти тоже функционирует где-то в мире, параллельном интересам рядовых граждан. Но и это не всё. Финансовые институты также перешагнули грань «добра и зла». Их антирейтинг таков: НБУ — минус 69,8%, коммерческие банки — минус 73,5%.
Данные опроса наглядно показывают, что процесс разложения социальных институтов в стране зашёл очень далеко. Необходима перезагрузка всей власти, а не только перевыборы в Верховную Раду.
Также депутат считает, что власть заражена вирусом бесконтрольности. Чтобы вылечить эту болезнь в кратчайшие сроки нужно передать максимум полномочий и ресурсов (налогов) на места. Потому что местную власть людям контролировать легче и проще. Таким образом, только подлинная, глубокая и справедливая децентрализация может рассматриваться как эффективный механизм «перезапуска» всей власти.
Виктор Баранский
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции