Ежедневные актуальные новости

Смертельная карусель, или Короткая жизнь лидеров сепаратистов ЛДНР

Смертельная карусель, или Короткая жизнь лидеров сепаратистов ЛДНР

Три года назад начался звездный час таких людей, как Владимир Макович. Когда в апреле 2014 года пророссийские сепаратисты в Донецке провозгласили «народную республику», в захваченном здании обладминистрации он зачитывал «декларацию независимости». Малоизвестный Макович, который со своей седой бородой был похож на православного священника, стал вице-спикером «Верховного совета», но уже через полгода отошел на задний план. О нем снова вспомнили, когда Макович умер 12 марта. Как было сказано — от опухоли мозга. Ему было 54.

Смерть из засады

Список остающихся в живых и активных лидеров сепаратистов первой волны снова сократился. Многие были убиты, как Михаил Толстых, известный по позывному «Гиви». В феврале его кабинет под Донецком обстреляли из огнемета.

За несколько месяцев до этого в лифте был взорван Арсен Павлов, он же «Моторола». Павлов был, возможно, самым известным россиянином, воевавшим на востоке Украины с начала конфликта. Руководители «ДНР» обвинили в обоих покушениях «украинских диверсантов», Киев это опроверг.

На Украине в таких случаях часто указывают на Москву и говорят о «чистках». За три года около десятка лидеров сепаратистов погибло от нападений из засады. У Сергея Таруты, депутата украинского парламента, на этот счет свое объяснение. «Идет борьба за бизнес, — считает Тарута, сам бывший крупный донецкий промышленник. — Отжимают склады, предприятия, не делятся и выясняют отношения при помощи автоматов». По его словам, если кто-то из боевиков «ведет себя не по инструкции», происходит его «стерилизация». Тарута с марта по октябрь 2014 года занимал должность главы Донецкой обладминистрации.

Больное сердце в 46 лет

Некоторые известные лидеры сепаратистов неожиданно умерли от болезней, например Валерий Болотов. Сообщалось, что первый глава «Луганской народной республики» скончался в январе в своей московской квартире в возрасте 46 лет, по официальной версии — от острой сердечной недостаточности. Некоторые СМИ сообщали о подозрении на отравление. Болотов ушел в отставку на пике войны, в августе 2014 года, и с тех пор вел малозаметную жизнь в России.

«Есть мнение, что Болотов ушел из-за конфликтов с российскими кураторами и военными, которые заставляли обстреливать своих же», — говорит Александр Еременко, преподаватель Восточноукраинского национального университета, который вместе с вузом переехал из Луганска в Северодонецк. По его словам, у Игоря Плотницкого, сменившего Болотова, таких проблем не было. Россия отрицает военную поддержку «ДНР» и «ЛНР».

Геннадий Цыпкалов был еще моложе, ему было 43, когда осенью 2016 года, как сообщили из Луганска, он покончил в собой в СИЗО. Его обвиняли в подготовке переворота. И в этом случае звучали предположения об убийстве. Цыпкалов был заместителем Болотова и «премьер-министром». С украинской стороны некоторые вспоминают о нем как о «самом адекватном представителе той власти».

Личных контактов не было, признает Ярослав Галас, пресс-секретарь бывшего главы Луганской военно-гражданской администрации Геннадия Москаля. Но представители Киева договаривались с руководителями сепаратистов по факсу о прекращении огня, например, для выезда ремонтных бригад. По словам Галаса, Цыпкалов держал слово.

Читать также:
Андрей Клычков: Реновация по-московски напоминает сценарий развала СССР

Россияне начинают…

Были ли эти и другие смерти лидеров сепаратистов целенаправленной акцией Москвы, сказать трудно, отмечает Сергей Гармаш, шеф-редактор портала «ОстроВ». Сам он из Донецка и сейчас живет в Киеве. Журналист не исключил, что в случае с «Гиви» это могла быть Служба безопасности Украины (СБУ). Если же за этим стоит Россия, то она «убрала не свидетелей, а соперников в установлении контроля над регионом».

В кадровой политике «ДНР» и «ЛНР» есть закономерность, считает Гармаш. Москва убрала «явных россиян» и «явных сторонников присоединения к России». К первой группе Гармаш отнес Игоря Гиркина, известного как «Стрелков», и Александра Бородая.

Гиркин, которого СМИ называют бывшим сотрудником российских спецслужб, был «министром обороны» в Донецке до августа 2014 года и гордился тем, что «нажал спусковой крючок войны». «Премьер-министром» тогда был российский политтехнолог Александр Бородай. В Луганске его коллегой был также россиянин, москвич Марат Баширов.

…и уходят

Это был короткий период, когда россияне в Донбассе были на виду. Когда война полыхала в полную силу, все трое вернулись домой, передав посты тем, кто родился или вырос на Украине. Среди тех лидеров сепаратистов, кого отодвинули от власти, Гармаш вспомнил Андрея Пургина.

В Донецке он был «заместителем премьера» и был неожиданно смещен в 2015 году. «Пургина убрали после того, как была засвечена информация, что он организовывает референдум о присоединении к России», — объясняет журналист. Сам Пургин такие планы отрицал.

Скрытый контроль

Сегодня, как и три года назад, «народные республики» находятся под контролем России, уверены Гармаш и Тарута, которые в этом разделяют точку зрения Киева. Тарута оценил влияние Москвы в 95 процентов: «Россия определяет главную политическую линию, но остается коридор, чтобы манипулировать, грабить, зарабатывать огромные деньги».

Москва не выставляет свое влияние в Донецке и Луганске напоказ, констатируют собеседники. Украинские СМИ во вторник, 28 марта, сообщили о визите в Луганск помощника российского президента Владислава Суркова. Пресс-секретарь Кремля не стал отвечать на вопрос, имел ли место визит.

На Украине многие уверены, что российские «кураторы» на местах есть на всех уровнях в «ДНР» и «ЛНР», но держатся они в тени. Такие люди, как Александр Казаков, которого Гармаш называет влиятельным московским советником донецкого лидера Александра Захарченко, редко появляются на публике. Казаков раньше жил в Латвии, из-за пророссийской деятельности у него был конфликт с латвийскими властями, и в 2004 году его по формальной причине выслали из страны.

Пожалуй, самого известного россиянина в Донецке сейчас зовут Захар Прилепин. Известный и на Западе писатель в феврале раскрыл секрет, что он — замкомандира батальона в «ДНР». На Украине некоторые обозреватели полагают, что роль Прилепина — заполнить пустоту, которая образовалась после убийства известных полевых командиров.