Киев переводит информационную войну на новый уровень
Киев не намерен прекращать информационную войну против Донбасса, украинские власти лишь ищут новые формы воздействия на население, уставшее от примитивной и бездарной пропаганды. Об этом ЛИЦ заявила литературовед, культуролог Нина Ищенко, комментируя информацию о планах создания «словаря украинских СМИ».
Ранее стало известно о том, что в Киеве принято решение о создании специального словаря для украинских СМИ, освещающих события в Донбассе, над созданием которого будет работать целая группа медиа-экспертов. При этом исполнительный директор Института массовой информации Украины Оксана Романюк отметила, что на сегодня доверие к украинской прессе у населения снижается «из-за работы самих журналистов». Разработчики нового «словаря» намерены рекомендовать избегать «обидных для кого-то» слов «ватники» или «временные переселенцы». И в то же время чаще употреблять выражения «официальный Киев», «армия Украины», «добровольческие батальоны», «конфликт на востоке Украины». Эксперты в различных комментариях отмечают, что такой подход будет направлен на «придание некой солидности как самим изданиям, так и в целом государственному подходу».
Ищенко отметила, что роль украинских СМИ в разжигании войны в Донбассе трудно переоценить. При этом они полностью выполнили основную функцию идеологического обслуживания военной агрессии – дегуманизацию противника. Для целей военной пропаганды украинские журналисты уже второй год не гнушаются ничем: подлогами, откровенной ложью, которую они теперь стыдливо будут называть «непроверенная информация». Также нормой для них стали оскорбления конкретный людей других взглядов и жителей целого региона.
«Однако, давно известно, что быстродействующие средства не дают долговременного эффекта. Судя по сообщению из Киева, указанный ресурс исчерпан полностью», – считает эксперт.
«На Украине неугодных властям журналистов могут избить и даже убить, примером чему служит судьба Олеся Бузины. Поэтому нужно по достоинству оценить заявление Оксаны Романюк о том, что «доверие к украинской прессе у населения снижается». В переводе на обычный язык это значит, что украинским СМИ не верит никто, а это значит, что манипулировать населением и дальше нет возможности. Сложность ситуации вынуждает искать другие пути, расширять целевую аудиторию», — пояснила она.
Как утверждает культуролог, еще во времена майдана очень многих людей оттолкнул принятый на украинских телеканалах стиль. Когда в стране еще был мир, «титушки» не сходили с языка у ведущих.
«Предлагаемый украинскими СМИ стиль рассчитан на людей экзальтированных, агрессивных, не умеющих логически мыслить и попросту безграмотных. Чтобы завоевать аудиторию с другими характеристиками, нужно приблизиться к общепринятому профессиональному стандарту, чтобы украинские журналисты не выглядели совсем уж невменяемыми. Отсюда и попытки украинского руководства как-то нормализовать эту сферу и немного поднять уровень журналистики», – утверждает Ищенко.
«Устранение из лексикона журналистов обидных и унижающих прозвищ можно было бы приветствовать, если бы оно не запоздало на пару лет. Рекомендуемые министерством информационной политики стандарты показывают, что украинские власти озабочены не прекращением информационной войны, а продолжением ее на новом уровне», — подчеркивает эксперт.
«СМИ в идеале не будут насыщена ругательствами и оскорблениями, но по-прежнему будет содержать «группировки ЛНР и ДНР» и «конфликт на востоке Украины». Конфликт подразумевает две стороны, а Украина показывает рекомендованной терминологией («группировки ЛНР», «пророссийские сепаратисты»), что не готова признать Донбасс стороной конфликта. Война идет не на востоке Украины, война идет в сердце Донбасса. Здесь нет сепаратистов, здесь есть независимое государство, переживающее военную агрессию Украины. Адекватное описание реальности в украинском публичном пространстве можно было бы рассматривать как первый шаг на пути решения проблемы – реальной проблемы гражданской войны на бывшей территории Украины, а не выдуманной виртуальной «российской агрессии». К сожалению, пока таких шагов с украинской стороны не наблюдается. Украинская пропаганда просто пытается перейти на новый уровень, ведь корректный банкир в дорогом костюме ворует больше, чем уличный грабитель с ножом в руках. Вот в эту высшую лигу и стремятся украинские СМИ, а всем честным людям нужно следить за карманами», — отметила Ищенко.