Ежедневные актуальные новости

В зоне риска тысячи водителей. Как отбирают авто из параллельного импорта

Автокриминалист Шелков: «серых» автомобилей могут лишиться тысячи водителей

У покупателей начали отсуживать приобретенные и оплаченные за наличные деньги автомобили из параллельного импорта. Кто может лишиться своих машин спустя даже несколько лет: новая схема и необычный суд


            В зоне риска тысячи водителей. Как отбирают авто из параллельного импорта

Новая схема обмана при продаже автомобилей из параллельного импорта появилась в России. Житель Ярославля может стать одной из первых жертв и лишиться кроссовера Volkswagen Tiguan стоимостью более 2 млн руб., пригнанного из Германии. Пока судебные разбирательства в самом разгаре. Но вне зависимости от решения суда дело обещает стать резонансным. Autonews.ru выяснил все подробности и разобрался, как защититься от рисков.

Странная схема с продажей автомобилей из параллельного импорта

О необычной ситуации, с которой столкнулся покупатель автомобиля из параллельного импорта, рассказал Autonews.ru автоэксперт и автор блога «Автокриминалист» Максим Шелков. О ней эксперту рассказал сам потерпевший, который также предоставил судебные материалы (есть в распоряжении Autonews.ru).

История началась в 2022 году абсолютно стандартным образом. Покупатель Сергей Иванов из Ярославля (фамилия изменена. — Autonews.ru) договорился с одним из перегонщиков о приобретении в Германии дизельного автомобиля Volkswagen Tiguan, его таможенном оформлении и доставке в Россию. Продавец из города Иваново со связями в Германии пообещал, что сделка пройдет успешно. Клиенту показали фотографии автомобиля 2018 года выпуска в идеальном состоянии, и условия его устроили. Общая сумма сделки составила около €40 тыс. — на тот момент курс валюты по отношению к рублю значительно просел, и покупка казалась особенно выгодной.

Исполнитель получил названную сумму наличными: несколькими пачками купюр по €100. Договор включал все расходы на полностью белое таможенное оформление, без использования различных схем, позволяющих занизить стоимость автомобиля. Изначально казалось, что сделка прошла успешно. Клиент сначала получал видео с покупкой машины в Германии, а затем — кадры прямо из салона автомобиля, когда авто везли в Россию. Довольный клиент без проблем уплатил утильсбор, получил ЭПТС, поставил автомобиль на учет в ГИБДД на себя и беспроблемно им пользовался до января 2024 года.

Начало проблем с купленным автомобилем

В начале 2024 года владелец Volkswagen Tiguan получил судебный иск с требованием вернуть машину «законному» владельцу — девушке с фамилией, как у перегонщика — организатора сделки. Именно она, согласно исковому требованию, принимала непосредственное участие в совершении сделки и оплатила покупку машины со своего банковского счета — на промежуточном этапе перегона автомобиля российскому заказчику.

Исковое заявление, поступившее в Дзержинский районный суд Ярославля, включает в себя шесть пунктов, которые в упрощенном виде выглядят следующим образом:

  • признать недействительным договор отчуждения транспортного средства;
  • применить последствия недействительной сделки;
  • прекратить право собственности на транспортное средство;
  • обязать регистрационный орган ГИБДД аннулировать запись о регистрации права собственности транспортным средством;
  • признать за истцом право собственности на транспортное средство;
  • обязать передать транспортное средство законному владельцу.

В исковом заявлении, с которым ознакомился Autonews.ru, девушка утверждает, что покупала машину для себя, и подкрепляет это соответствующими документами: договором купли-продажи от 15.09.2022 с гражданином Германии и копией платежа со своего банковского счета в Райффайзенбанке от 20.09.2022 на €33 400. Сделка, по ее утверждению, состоялась. Но автомобиль по каким-то причинам так и не поступил в город Иваново к законной владелице. Позднее машина с соответствующим VIN-номером «внезапно» обнаружилась в России, что и побудило подать соответствующий иск.

Несмотря на всю странность данного дела, суд принял иск к рассмотрению. Более того, сам автоэксперт Шелков не исключает сценария, при котором нынешнему владельцу автомобиля действительно придется с ним расстаться.

По словам Максима Шелкова, «если история пройдет, по этой дороге пойдут десятки тысяч перегонщиков». Большинство «серых» машин приобреталось россиянами именно по такой схеме: клиент передавал наличные деньги, а исполнитель сам занимался организацией переводов и платежей, а также оформлением документов.

Примечательно, что уже после получения судебного иска клиент обнаружил, что продавец оформил автомобиль с помощью серой схемы — на льготника из Белоруссии. В таком случае посредник смог значительно сэкономить на уплате таможенной пошлины, но сама подобная схема считается полулегальной.

Суть схемы с посредником и кому она грозит

Описанная проблема, по мнению Шелкова, потенциально носит глобальный характер. Но затронуть она может в основном уже совершенные сделки. Так, после изменений правил уплаты утильсбора, с 1 апреля 2024 года, ввоз автомобилей в Россию через третьи страны потерял свою экономическую выгоду. Об этом, в частности, Autonews.ru рассказала автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская.

Читать также:
Восемь важных изменений в ПДД, к которым водители еще не привыкли. Список

Поэтому, по ее словам, теперь перевозчики будут в основном оформлять автомобили на российской таможне. Также, по оценкам перегонщиков, сохраняется экономическая целесообразность ввоза машин через Белоруссию. При этом автомобили приходится таможить на финального собственника: перегонщику выдается доверенность и никакого переоформления автомобиля на него провести не получится.

По мнению Шелкова, если подобного рода схемы будут использоваться и иметь успех, это примет массовый характер.

«Огромная доля автомобилей была привезена с оплатой с чужих банковских счетов, с оплатой через третьи страны, через каких-то посредников», — напомнил Максим Шелков в беседе с Autonews.ru. При этом, по словам специалиста, люди, которые участвовали в сделках, действительно оформляли автомобили на себя и сами их оплачивали — доказать, что транспортное средство приобреталось плательщиком, не составит никакого труда. Так, на все машины, вывозимые из Европы, оформляют так называемую экспортную декларацию EX-15, и все экспортные документы также оформлялись не на реальных конечных владельцев, а на перегонщиков».

Получая машину, конечные покупатели не сильно вникают в тонкости. Во многих договорах купли-продажи зачастую даже стоит подпись не настоящего собственника.

По словам Шелкова, до начала апреля 2024 года чаще всего машины таможились на льготников — эта схема была особенно актуальна для граждан Белоруссии, а также Киргизии. Теперь каждый участник таких сделок юридически может предъявить права на автомобиль, а договоры с чужими подписями по закону могут быть аннулированы через суд. С юридической точки зрения закон на их стороне.

Чем может закончиться тяжба

Анатолий Семенов, заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, в отличие от Максима Шелкова, не склонен драматизировать ситуацию и считает данный судебный иск обычным мошенничеством. По его словам, речь идет о так называемой двойной продаже, когда один автомобиль нечистые на руку перегонщики продают сразу двум лицам.

«В данном случае продавец, который забрал деньги у покупателя, судя по всему, оформил автомобиль с нормальными документами на свою родственницу, а тот договор, который он отдал покупателю, по сути дела, подделал, поскольку подписал его самостоятельно», — прокомментировал ситуацию специалист.

Сложность, по словам Семенова, заключается в том, что по закону истец прав, так как является владельцем машины по договору. Однако с точки зрения всей картины деньги должны быть возвращены перегонщиком заказчику. Не исключен вариант, что суд разберется в ситуации и сочтет ее злоупотреблением правом с последующим обращением в полицию.

«К мошеннику, который взял деньги за продажу того, что ему не принадлежит, у покупателя сохраняется право требования заплаченных средств. Я бы на его месте подал в полицию о мошенничестве», — заключил Анатолий Семенов, добавив, что речь в любом случае идет о преступлении.

О том, что в данной ситуации исправить «кривые» документы и перепровести платежи грамотно уже невозможно, Autonews.ru заявил адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Эта история во многом закономерна, потому что человек, который отдает деньги посреднику без какого-либо договора, без финансовых документов, а покупает ее не у посредника, а у гражданина, которого он в глаза не видел, да и подпись тот ставит за этого продавца, — сказал Радько. — Рано или поздно эта схема должна была показать себя именно так. Правда, то, что стали «просуживать» машину, — нечто новое».

По его мнению, такой обман возможен и при покупке машины у перекупщика уже в России.

«Они же на себя ее не оформляют и, как правило, продают конечному покупателю как бы от имени прежнего собственника. И точно так же может нарисоваться некий гражданин, который якобы заплатил деньги прежнему собственнику или перекупщику и купил у него, поэтому он является надлежащим владельцем», — предупредил Радько.

Как защититься от обмана

Автокриминалист Максим Шелков напомнил о некоего рода правилах, которыми грамотные покупатели должны руководствоваться при приобретении машины:

  • все платежи проводить на свое имя со своего банковского счета;
  • самому подписывать соглашения, подписывать договор;
  • каждое действие фиксировать на бумаге — чтобы за каждое действие, за каждую переданную сумму получатель ставил подпись;
  • машину таможить также нужно на себя.

Материалы по теме: