Ежедневные актуальные новости

The New Yorker: после начала АТО Украина превратилась в оружейный супермаркет

Журналист Джошуа Яффа (Joshua Yaffa) в статье для американского издания «The New Yorker» проанализировал нынешнюю ситуацию с распространением оружия по Украине.

Украина уже давно имеет сложные отношения с оружием. В ходе своей постсоветской истории, она была единственной страной в Европе без законодательства, которое бы регулировало гражданское владение огнестрельным оружием.

В Киеве были представлены более десятка законов об гражданском оружии, но ни один из них не был принят парламентом.

Таким образом, сейчас оборот оружия в Украине и право его владения регулируются специальными постановлениями МВД.

Единственный официальный и законный способ владения огнестрельным оружием в Украине — это приобретение ружья для охоты или спортивных целей. Пистолеты для рядовых граждан запрещены. Ими разрешено пользоваться только охранникам и некоторым категориям государственных служащих.

Таковы нынешние правила. По крайней мере, правила на бумаге.

Но война на востоке Украины между силами Киева и поддерживаемыми Россией сепаратистами, на которой уже погибли десять тысяч человек, превратила «оружейные» правила в Украине в абсурдное посмешище.

В первые дни конфликта, когда украинская армия была в смятении после Евромайдана и потери Крыма, существенная часть боевых действий велась членами наскоро вооруженных добровольческих батальонов.

Эти батальоны имели неясный юридический статус и не всегда были хорошо экипированы. Их оружие и расходные материалы приобретались на черном рынке на деньги из частных источников.

С 2014 года, когда началась война в Донбассе, гигантский объем огнестрельного оружия был «влит» в зону конфликта.

Сегодня боевое оружие все больше начинает «утекать» с линии фронта и попадать в руки гражданских лиц.

Читать также:
Юлия Чичерина снимала клип в Донецком аэропорту и Иверском монастыре

По словам украинского фотографа Андрея Ломакина, который снимал гражданских владельцев  пистолетов в их домах, в 2014 и 2015 годах, отсутствие безопасности и «травма войной» сделали огнестрельное оружие в Украине своего рода «современным оберегом», придавая своим владельцам «дополнительную силу».

«Не всем комфортно направлять оружие в лицо агрессору, но каждый чувствует себя безопаснее со стволом», — написал Ломакин.

Ему сорок три года, он вырос в Киеве, и вспоминает свои школьные уроки о том, как собрать автомат Калашникова с закрытыми глазами. В советскую эпоху это было частью обязательной военной подготовки.

Тогда, вспоминает Ломакин, он ощущал некую оружейную «мистику», но в наши дни оружие стало угрожающе обычным явлением.

Он наблюдает рост числа граждан, в другой ситуации законопослушных, которые ищут способы купить оружие. Как легально, так и на черном рынке.

В 2016 году глава Украинской ассоциации владельцев оружия, в интервью Associated Press, сообщил, что в Украине находятся пять миллионов незаконных единиц огнестрельного оружия.

«Украина превратилась в супермаркет незаконного оружия», — сообщил он.

Проект фотографа Ломакина, названный «Амулет» — иллюстрирует растущее значение «стволов» в сегодняшней Украине.

На одной из его фотографий, отец стоит у себя дома, придерживая своего маленького ребенка, в то время как жена и трое других детей сидят на диване. Это семейная сцена вызывает диссонанс лишь только тем, что в другой руке глава семьи держит черную штурмовую винтовку.