Ежедневные актуальные новости

Себе в ущерб: в Совфеде объяснили, зачем Турция остановила паромное сообщение с Крымом

В Совфеде рассказали, зачем Турция остановила паромное сообщение с Крымом

Теперь уже официально: Турция прекратила паромное сообщение с Крымом, восстановленное несколько месяцев назад. Об этом рассказал журналистам директор компании-оператора паромной линии «Крымское морское агентство» Станислав Гвоздилов. При этом Анкара свою позицию не комментирует. В ситуации разбирался корреспондент Федерального агентства новостей.

Вот уже две недели Турция не принимает паромы из Крыма. Приостановка сообщения сделала невозможной поставку продуктов и товаров из Турции на полуостров. Ранее между Крымом и турецким берегом ходили несколько судов. При этом сообщение было восстановлено только в октябре прошлого года — российский паром «Варяг» успешно провел плавание к берегам Зонгулдака из Севастополя.

«Сложно комментировать такое решение турецкой стороны. Не исключаю, что тут могут быть причины правового или технического характера. В то же время политические моменты вызывают большие сомнения — с учетом того процесса налаживания двусторонних отношений, которые мы в эти дни наблюдаем. Можно даже назвать этот процесс прорывным. Вчера, например, встречались два президента. Фактически все, что было отменено после известного инцидента с Су-24, восстановлено, старые обиды забыты. При этом не исключаю, что Турция желает сохранить определенные хорошие отношения с Украиной и какие-то шаги Анкара делает для этого. Если поведение Турции носит такой принципиальный характер, то, возможно, их позиция согласована с нашей стороной. На фоне процесса улучшения отношений их действия не носят выраженный демонстрационный характер», — комментирует член Совета Федерации РФ от республики Крым по международным делам Сергей Цеков.

По его словам, в экономическом отношении от такого решения Анкары полуостров не пострадает.

«С точки зрения экономических реалий, народ в Крыму вообще не ощущает никакого дефицита. Продукты в наличии, промышленные товары тоже. Турция ведь не производит каких-то товаров, которые носят эксклюзивный характер. Это не сыры из Европы, не хамон. Не считать же эксклюзивом рахат-лукум. Сейчас идет великий пост, он считается постным блюдом. В магазинах его полно и без Турции. На полуострове только небольшая прослойка людей испытывает особое желание приобретать и поедать турецкие продукты», — добавляет он.

А вот политолог Юрий Почта называет Турцию очень сложным партнером, который исторически всегда был нашим геополитическим противником.

«В последнее десятилетие между нами развивались интенсивные отношения и возникла иллюзия, что Турция — дружественная и миролюбивая страна, и кроме хорошего ничего от нее ждать не стоит. Но это был временный период, когда Эрдоган, укрепляя свою власть, проповедовал принцип «Ноль проблем с соседями». И тогда действительно он пытался дружить со всеми государствами, надеялся войти в ЕС. Анкара развивала экономику, индустрию отдыха. Позже, когда произошла дестабилизация ряда арабских государств, Эрдоган решил, что наступило время уже отбросить принципы мирного сосуществования и заявить о претензиях на контроль над рядом соседских территорий. В частности, он захотел сказать свое слово в Сирии. В это время он также ссорился с Израилем. И Россия, втянувшись в сирийский конфликт, столкнулась с тем, что был сбит Су-24», — рассказывает он.

Читать также:
Глава совета НБУ объяснил, за что он получает 154 тыс грн в месяц

У Турции есть свои отношения, которые не всегда совпадают с нашими, сирийскими или американскими. Сейчас идет сложный период где-то политического, а где-то военно-силового выяснения, на каких условиях Анкара может развивать с Москвой отношения. 

В Совфеде рассказали, зачем Турция остановила паромное сообщение с Крымом

«До конца Турция на сотрудничество с нами не идет. Кроме того, она поддерживает украинскую позицию и западную позицию по Крыму и Донбассу. Одновременно Анкара поддерживает тех крымских татар, которые находятся за рубежом. В какой-то мере это демонстративное поведение — при дружбе и теплых заявлениях Эрдогана в Москве. При всех возможностях развития двусторонних отношений какие-то направления все равно остановились. Турция так ведет себя со всеми: с США, ЕС, в последнее время с Германией. В этом смысле наше строительство атомной электростанции и газопровода «Турецкий поток» несут в себе большие риски», — продолжает собеседник ФАН.

Учитывая, что Турция возила в Крым преимущественно фрукты и сухофрукты, в которых и на самом полуострове нет недостатка, паромное сообщение было больше в интересах Анкары.

«Возможно, Анкара шлет такой сигнал Западу, что турки не пошли полностью на соглашение с Россией. А возможно, что иногда не стоит все слишком усложнять. Например, фирмы или порты, не принимающие сейчас паромы, занимают прозападную позицию и напрямую не зависят от Эрдогана. Он, может, и хотел бы, но… При всей авторитарной власти Эрдогана и контроле над государством далеко не все от него зависит. И в Турции есть конфликт между разными группами буржуазии. И они могут играть на противоречиях между Россией и Турцией», — добавляет Почта.