Ежедневные актуальные новости

В Совфеде отреагировали на слова Лаврова о прослушке посла РФ спецслужбами США

Виталий Чуркин и Сергей Кисляк

Глава МИД РФ Сергей Лавров фактически обвинил спецслужбы США в том, что они прослушивают российского посла в Вашингтоне Сергея Кисляка. Такие выводы он сделал на основе американских заявлений. Как будут развиваться события дальше и станет ли это проблемой для российско-американских дипломатических отношений? Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался на эту тему с экспертами.

Понятно, что подозрения в Москве существовали давно. Раздутая история с телефонным разговором Кисляка и бывшего советника Дональда Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна должна была натолкнуть на мысль о нечистоплотности американских спецслужб. Иначе откуда бы вообще взялась информация о самом факте беседы, а также о том, что стороны договаривались о будущем смягчении антироссийских санкций? Просто так ценные сведения в американские СМИ не сливаются.

«Американские спецслужбы рассказали журналистам абсолютно официально, пусть и анонимно, что коммуникации нашего посла Кисляка рутинно прослушиваются. Даже включая его доклады в Москву о том, как он выполняет свои рабочие обязанности в Вашингтоне», — заявил Лавров на пресс-конференции.

Так-то оно, конечно, так, но что изменится в наших отношениях в дальнейшем? 

«Откровенно говоря, этот факт не улучшит наши отношения: для того чтобы осуществлять такое мероприятие, как прослушка посла, должно быть веское основание и санкция суда. Посол — это не разведчик, не шпион, а официальный представитель государства. По российским законам, без санкции суда вообще невозможно никого прослушивать, поэтому мы такими вещами не занимаемся. Американцы переступили черту. Другое дело, ну о какой тут реакции можно говорить. Мы публично выразили протест, пошлем ноту. Но не отношения же разрывать с Вашингтоном? Нужно просто иметь в виду, что нас так приветствуют, так к нам относятся американцы», — рассказывает нам первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.

Он вспоминает недавние разоблачения бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена, который довел до сведения общественности информацию: телефон канцлера Германии Ангелы Меркель и еще ряда мировых лидеров прослушивается Агентством национальной безопасности США.

«У них это вообще болезнь, их спецслужбы на этом повернуты на 360 градусов. Мало того, что все гаджеты американские и находятся под контролем Штатов (все эти эпплы, айфоны, айпады), так они еще и проводные телефоны слушают. Это безобразие. На каком основании слушать посла? Это вмешательство в частную жизнь, что недопустимо согласно американской конституции. Но я бы не стал преувеличивать сведения об уязвимости секретных данных, которые Кисляк передает в Москву. Все эти тайные каналы связи были и будут. Есть почта, есть другие каналы, которые не поддаются рассекречиванию. Кисляк же беседовал с американским гражданином, поэтому не стал бы преувеличивать интерес Вашингтона», — продолжает чиновник.

Читать также:
Первому президенту Украины сделали сложную операцию на сердце

Владимир Джабаров

Флинну разговор с Кисляком и его своеобразная интерпретация в СМИ США стоил дорого: после нескольких недель работы он был вынужден покинуть свой пост советника. По его признаниям, Трамп его простил.

«В данной ситуации это просто игра двух дипломатических служб. Все стараются прослушивать друг друга, секрета в этом нет. Американцы прослушивают европейских политиков, наши спецслужбы так или иначе стараются быть в курсе того, что происходит в Вашингтоне и Брюсселе. А уж то, что Штаты прослушивают весь мир, в том числе и российского посла и его аппарат с помощью целого ряда технологий, тоже не новость. Иначе не было бы тех больших служб, которые борются с этой прослушкой, занимаются шифровкой данных, не было бы инструкций, как правильно говорить и себя вести», — размышляет директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

По его словам, все понимают, что дипломатия — игра сложная, с разными направляющими и в разные стороны идущая. И имеющая кроме официальных правил много внутренних нюансов.

«О прослушке все знают, другое дело, зачем об этом говорить. Лавров, возможно, говорит об этом, чтобы сгладить впечатление о бесконечной дружбе нынешней американской администрации и МИД РФ. Во-первых, этого нет, во-вторых, совершенно не нужно создавать иллюзию братской любви и взаимной преданности. Москва демонстрирует, что она также думает о защите своих интересов, как было всегда, и продолжает рассматривать США не как ближайшего друга, а как одного из партнеров или даже вероятного противника. Дается сигнал и о том, что нынешней администрации совсем не нужно истерить о том, что она находится на крючке российской ФСБ. Меняются технические возможности, а принцип работы американских спецслужб не меняется», — добавляет эксперт.