Ежедневные актуальные новости

Нефть — кровь войны: экономика как ключ к возвращению Сирии

Нефть как кровь войны: экономика — ключ к освобождению Сирии

Заключенное в декабре перемирие, объединение усилий Ирана, Турции и России по политическому урегулированию кризиса, переговоры, продолжающиеся в Астане, — все это дает некоторую возможность пусть и очень осторожно, но начать говорить о послевоенном будущем Сирии. Разумеется, не приходится сомневаться, что возрождение промышленности и гражданской инфраструктуры станет первостепенной задачей сирийского правительства, как только боевые действия сойдут на нет. Различные источники, начиная от ООН и заканчивая независимыми представителями экспертного сообщества, называют различные суммы, которые могут потребоваться на реконструкцию. Они варьируют от 180 миллиардов долларов до 1 триллиона.

Тем не менее, даже не забегая столь далеко вперед, многие аналитики говорят о важности тыла и налаживании экономики военного времени в Сирии уже сейчас. Федеральное агентство новостей также обратилось к ряду экспертов за их прогнозами и оценками по данному вопросу.

Александр Кашапов, экономист, аналитик НСН, напоминает, что нефть всегда играла основополагающую роль в сирийской экономике. «До начала конфликта, даже в первые годы гражданской войны, Сирия получала порядка 300 миллионов долларов месяц от нефтяных поставок. Этого хватало и на поддержание сирийской экономики, и даже на ведение военных действий. Тем не менее потом цены на нефть стали падать. Более того, боевики ИГИЛ (запрещено в России) стали целенаправленно захватывать нефтяные месторождения на территории Сирийской Арабской Республики. Таким образом, по нефтяной экономике Сирии, кроме общемирового падения цен на данный энергоресурс, ударила также еще и потеря основных нефтедобывающих регионов на востоке страны», — отметил он в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей.

Восстановление нефтедобывающей промышленности, конечно же, необходимо Сирии. Причем здесь можно говорить сразу о двух ракурсах — ближнем и дальнем. В краткосрочной перспективе нефть является кровью сирийской военной машины. Без восстановления контроля над нефтяными месторождениями страны усилия правительственных войск по освобождению Сирии могут просто застопориться. «Основным союзникам Сирии — Ирану и России — попросту придется держать сирийскую армию на материальном обеспечении. Тегерану придется день за днем отправлять в САР танкеры с нефтью через небезопасные проливы», — поясняет Антон Мардасов, военный эксперт, начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития.

Читать также:
Хроники отказа Украины от Донбасса

Вячеслав Холодков

В более отдаленной перспективе возрожденная нефтяная промышленность станет опорой послевоенной сирийской экономики. «Здесь весь вопрос сводится к финансированию, к тому, кто будет платить за восстановление нефтяного сектора САР. Конечно, в качестве субподрядчиков западные сервисные и нефтегазовые компании — такие как ExxonMobil и Total — с удовольствием пришли бы в Сирию. Но здесь все упирается в окупаемость и прибыльность проектов. Посмотрите, скажем, на случай Ирана. Там не было войны, но даже после отмены международных санкций нефтяные гранды не сильно туда спешат, не имея уверенности в прибыльности совместных проектов с иранской стороной. Французский Total заключил там единственную сделку по разработке 11-й фазы газового месторождения «Южный Парс». Так же и в случае Сирии — прежде чем возрождение нефтяной промышленности может начаться усилиями частного сектора, стране потребуются серьезные инвестиции на государственном уровне, восстановление инфраструктуры», — заявил ФАН Вячеслав Холодков, начальник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ.

Для того чтобы эти первоначальные инфраструктурные инвестиции были обеспечены, добавляет Холодков, скорее всего, потребуется создание своеобразного международного «клуба друзей-финансистов» Сирии. Можно предположить, что в него войдет Россия, а также арабские монархии Персидского залива. Возможно, это также будет Иран — хоть данная страна сейчас лишь только оправляется от своих собственных экономических сложностей. После того, как будет достигнут какой-то политический компромисс между правительством Башара Асада и оппозицией, после того, как будет сформировано некоторое переходное, временное правительство, возможно к этому «клубу» присоединятся и некоторые западные страны.