Ежедневные актуальные новости

Победитель против лузера: чем закончится пикировка Трампа с Маккейном

Маккейн разучился побеждать: Трамп идет на конфликт с радикальным крылом республиканцев.

Дональд Трамп, 45-й президент США, вступил в жесткую публичную пикировку с известным сенатором-республиканцем Джоном Маккейном. Поводом для нее послужило высказывание последнего по поводу недавно военной операции в Йемене.

Там, напомним, 29 января 2017 года спецназом ВМС США было ликвидировано 14 боевиков-исламистов — среди них предположительно главарь террористической организации «Аль-Каида» на Аравийском полуострове. В ходе операции американской стороны погиб старшина Уильям Райан Оуэнс. Также сообщалось о гибели местных мирных жителей. Все это дало сенатору Маккейну основания для того, чтобы назвать эту спецоперацию провалом.

Трампу такая оценка крайне не понравилась. Сегодня он написал в своем Twitter, что старшина Оуэнс погиб героем и погиб в ходе успешной операции. Самому же Маккейну не к месту комментировать такие вопросы, так как он уже давно разучился побеждать. Более того, он и ему подобные повинны в том, что США увязли в конфликтах по всему свету.

Известно, что сейчас отношения между американским президентом-республиканцем и значительной частью политического истеблишмента его партии и так достаточно холодны. Маккейн же — не последний человек в рядах «Старой доброй партии». Тем более — он глава комитета по вооруженным силам в Сенате США. В пору задуматься: не усугубит ли, быть может, в чем-то излишне резкий твит Трампа его отношений с его коллегами-республиканцами еще больше? Потенциально, это может стоить Трампу многого. В конце концов, как недавно заметил политолог Александр Рар в своем комментарии для газеты «Известия», многие на Западе сейчас и так надеются, что политические элиты США рано или поздно сами уберут Трампа из президентского кресла. В таких условиях Трампу очень невыгодно ссориться с собственной партией. За их оценкой того, как дальше будут развиваться события, Федеральное агентство новостей обратилось к ряду экспертов.

Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады РАН.

Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады РАН, руководитель Центра глобальных военно-экономических проблем, считает, что если эта перепалка и будет иметь какой-то эффект, то лишь медийный и сиюминутный.

«Каждый в своем характере высказался. Один — президент, второй – представитель законодательной власти. Ну, вступили они в пикировку, но какие реальные последствия тут могут быть? И дальше будут такие пикировки. Не только у Трампа с Маккейном, но и с другими сенаторами. Это закономерный этап. Все же Трамп лишь в начале своего президентского срока. Я уверен, что весь начальный период правления Трампа будет сопровождаться подобными перепалками — но именно что лишь только этот начальный период. У Трампа достаточно сильная команда. По всей видимости, постепенно они справятся с задачей сглаживания напряжения между Трампом и республиканским большинством в сенате США. Те, кто выступает против нового президента внутри Республиканской партии, также постепенно успокоятся. Все же, я думаю, что со временем у Трампа хватит ума и терпения действовать в рамках, привычных для американского президента. Активное неприятие и с той и другой стороны постепенно выровняется», — заявил американист.

Читать также:
Эксперты: В конфликте против России британская армия не продержится и дня

Директор Института стратегического планирования Александр Гусев, впрочем, не уверен, что вся эта ситуация просто так сойдет на нет. Конечно, выражение «милые бранятся, только тешатся» к сварам внутри Республиканской партии применимо, но не следует забывать, что Дональд Трамп — не вполне республиканец. Конечно, он избрался в Белый дом от Республиканской партии США, но все же, в реальности, его скорее уместно называть независимой фигурой, лишь условно поддерживаемым республиканцами.

С другой стороны, не следует забывать, что и Республиканская партия, имеющая сейчас большинство в обеих палатах американского Конгресса, крайне неоднородна по своему составу. В этом смысле ссора с Маккейном еще не означает ссоры со всеми республиканцами. «Среди республиканцев есть ультраправые, есть социально настроенные, есть центристы. Маккейна как сенатора следует отнести к радикальному крылу Республиканской партии. Отождествлять его с партией в целом или даже с республиканским большинством в Сенате не стоит. Он не отражает достаточно широкого спектра Республиканской партии. За ним стоит сравнительно небольшое число других сенаторов», — поясняет политолог. Параллельно с тем — президент есть президент. Пока Маккейн не достаточно серьезная угроза для Трампа, даже если их конфликт может быть вполне реальным. Все же, кроме разных точек зрения на то, как следует оценивать те или иные военные операции США, у Трампа с Маккейном есть и более весомые разногласия. Главное из них — Россия. Радикал Маккейн настроен к ней враждебно, центрист Трамп — нейтрально.

«Сейчас, мне кажется, эта вынесенная в публичную сферу ссора играет больше на руку Маккейну. Выпады в сторону Маккейна, что он развязывает войны, наверное, не соответствуют действительности. Давайте будем откровенны: отдельный сенатор не может развязывать войны, у него на то нет достаточно полномочий. Да, он призывает к достаточно жесткому отношению к России, Турции и Ирану. Да, он говорит о том, что на Украину надо поставлять летальное оружие. Но куда без таких людей деться? Они есть в любом парламенте. Между тем, чем чаще Трамп говорит фамилию «Маккейн», тем больше авторитет Джона Маккейна внутри партии возрастает. В этой мутной водичке Маккейн вполне может выловить рыбку по себе. Сейчас его имя звучит из уст президента, если не каждый день, то через день. Сам Трамп от этого не выигрывает, агрессивно настроенные республиканские сенаторы — выигрывают», — подводит итог Александр Гусев. Если этот тренд продлится и дальше, то рано или поздно уже самому Трампу, чтобы сохранить свое влияние, придется пойти навстречу радикальным республиканцам.