Ежедневные актуальные новости

Внутренний рынок ДНР: чужие и свои

Внутренний рынок ДНР: чужие и свои

Не войной единой, как известно, живет Донецкая Народная Республика. Сразу два ведомства, имеющие непосредственное отношение к формированию экономической политики молодого государства, представили собственное видение развития местного рынка.

Министерство промышленности и торговли ДНР презентовало проект развития местной торговли. Как и положено органу государственной власти, цели ставятся высокие, благие и инновационные: «интеграция лучших практик, бизнес-моделей и инструментов, направленных на развитие промышленности и торговли, а также малого и среднего бизнеса в ДНР», рост объемов производства и реализации, расширение ассортимента, качество товаров, доступность цен и создание рабочих мест в сфере торговли. Сами авторы окрестили проект «Программой развития потребительского рынка».

Соавторами начинания выступает Центр оптовой торговли «Мост», по сути, проект является продвижением этого республиканского бренда на местный рынок. Вкратце суть такова: «Мост» осуществляет крупнооптовые поставки в регион и закупки у местных производителей, это ему позволяют делать значительные собственные складские мощности и логистические возможности. Все это предоставлено к услугам мелкого и среднего бизнеса, которому предлагают отказаться от поиска поставщиков и переориентировать собственные закупки на местного крупнооптового игрока. Формат, отметим, распространенный во всем мире. Переход к общепринятым современным моделям для бизнеса ДНР, одно время и вовсе скатившегося к челночно-контрабандным практикам ранних 90-х, наверное, надо считать позитивным маркером. 

В то же время, некоторые особенности того, «как это делается в Донецке», продолжают вносить сумятицу в нестройные ряды нарождающегося республиканского бизнеса. Прежде всего, речь идет о равенстве условий, созданных в республике для бизнеса как такового. С открытостью информации в воюющей республике не складывается, но жалобы предпринимателей на то, что в сегменте тех или иных товаров создается периодически искусственный дефицит, например, путем «притормаживания» в прохождении таможенных процедур, в сущности, не секрет. В данный момент подобное, по некоторым слухам, переживают торговцы овощами. Цена на урожай с грядок и теплиц за последние пару недель существенно повысилась, и, по отдельным позициям, бьет даже московский уровень. 

Вероятно, что высокую цену могла бы сбить здоровая конкуренция, при соответствующей антимонопольной и антикартельной политике государства. Но власти последовательно поддерживают именно крупных игроков, которые устанавливают выгодные для себя условия. К примеру, ранее неоднократно сообщалось о договоренностях по приоритетным поставкам местной овощной продукции на полки сетевых супермаркетов. В теории, выброс дешевого продукта на рынок должен оказывать давление на цены в целом, но накопленный опыт свидетельствует, что демпинговый эффект так и не был достигнут. 

Принципы свободной конкуренции, которые в торговле являются общепринятой нормой для большинства стран мира, в данном случае нарушаются. Причем, государство лоббирует не только интересы подконтрольных предприятий, таких как республиканский ритейлер «Первый республиканский», что было бы хотя бы частично объяснимо, но и ряда частных, вроде того же «Моста». Насколько продвижение интересов более крупного капитала поможет развиваться мелкому и среднему бизнесу – вопрос в имеющихся экономических условиях даже не риторический. Как и соответствие этой практики интересам конечного потребителя. 

Говоря о насыщении внутреннего рынка ДНР товарами народного потребления, о котором, собственно, печется программа Минпрома, нельзя обойти вниманием и распоряжение №170 Министерства доходов и сборов. Согласно этому приказу , в республике официально запрещен ввоз на собственную таможенную территорию товаров с территории Украины. Речь идет о полном запрете ввоза любой продукции на продажу. Для личного использования можно ввозить продукты питания и прочее, но в ограниченных количествах: граждане ДНР могут провозить украинские товары не чаще одного раза в сутки. Один человек имеет право ввозить до пяти килограммов свежего мяса, три литра молока, а также 50 килограммов овощей и 50 килограммов фруктов. По сути, это похоже на симметричный ответ официального Донецка официальному Киеву, который в марте, напомним, тоже запретил перемещать грузы через линию соприкосновения, сделав исключение для гумпомощи, личных вещей и некоторого количества продуктов питания. 

Напомним, ранее республиканские фискальные органы не дублировали украинские запреты и настаивали только на соответствующем таможенном оформлении. Восторг от этого предприниматели, естественно, не испытывали, причем не только в силу нежелания платить дополнительные сборы в казну, но и от того, что, с точки зрения Украины, ввозимая ими продукция считалась контрабандой, что усложняло оформление всех необходимых документов на «той стороне». Не нужно быть пророком, чтобы предугадать предстоящее возмущение мелкого бизнеса, торговавшего в Донецке трикотажем, сырами и прочей продукцией, которая на Украине дешевле, чем в России.

Читать также:
Игры без регистрации на слотах Вулкан

В том, что республиканский запрет будут пытаться обходить так же, как предшествовавший украинский, сомнений нет, хотя коррупционная составляющая и до того была весомой в цене для конечного покупателя. Конечно, можно «затянуть гайки» и тщательно изучить каждый кусок сала на прилавке. Можно патриотично требовать от сограждан не торговать и не покупать украинское, так как эти деньги, так или иначе, кормится официальный Киев. Доля истины в этом, может и есть, но нельзя отрицать и то, что покупатель, за редким исключением, в магазинах и на рынках ориентируется на цену, а не на политику.

При этом запрет на ввоз товара из Украины перекрывает легальный способ ведения дел тысячам мелких предпринимателей. Вероятно, налогов с этой категории государство, на самом деле, получает не много и потеря для него не велика. Но подобный бизнес — это самозанятое население, которое не требует от государства помощи, само оплачивает свою работу, формирует себе соцпакет и не давит на рынок труда. Последний в ДНР все также не богат вакансиями и вряд ли нуждается ли в дополнительных рабочих руках. 

Приказ Министерства доходов и сборов датирован еще 3 мая, но опубликован был в тот же день, что и инициатива Минпрома, и при последовательном прочтении этих двух документов ощущения от республиканской политики в сфере торговли складываются двойственные. По совокупности факторов, можно утверждать, что местный рынок официально полностью разворачивается на Россию и страны Таможенного союза, что в контексте экономической интеграции с Россией выглядит вполне последовательным. С другой стороны, не менее логичным было бы не перенаправление закупок на российский импорт «вручную» через республиканских крупнооптовых посредников, а создание равных для всех субъектов хозяйствования условий. В том числе, и во внешнеэкономической деятельности. Именно здоровая конкуренция, в конечном итоге, вполне способна насытить рынок и сбалансировать цены. 

Кроме того, приходится констатировать, что даже с получением контроля над крупными промышленными активами подход республиканских профильных ведомств к экономическим приоритетам не изменился. Во главе угла все та же внутренняя торговля товарами народного потребления, которая, по умолчанию, к ощутимому экономическому росту государство в целом привести не может. Оставим за скобками перипетии процесса огосударствления промышленного комплекса, который при ряде неоспоримых достижений, по сведениям различных источников, идет пока не так однозначно, как хотелось бы. Но в контексте усилий государства по поддержке торговой сферы, обратим внимание только на один нюанс. Развитие потребительского рынка, запланированное официальными ведомствами, не может проходить исключительно в формате содействия продавцам. 

Потребительский рынок во многом определяется покупательской способностью населения. У граждан должны быть доходы, позволяющие больше потреблять, и таким образом обеспечивать движение средств в торговых сетях, рост их прибыли, за счет чего происходит расширение бизнеса и отчисления в бюджет. А нынче, по данным Республиканского центра занятости — единственного ведомства, публикующего пусть косвенную, но все же статистику по зарплатам, работать дончанам предлагают в среднем за 6057 рублей. Считать этот показатель равным средней зарплате, наверное, нельзя, но ориентир вполне понятен – никакого роста потребления и масштабного развития торговли не предвидится. Хотя, справедливости ради отметим, что некоторый рост предложения все же присутствует — в марте прошлого года средняя зарплата по предлагаемым вакансиям составляла 4290 рублей. 

Конечно, рецепт бывшего главы Федерального резерва США Бена Бернанке, предлагавшего «разбрасывать деньги с вертолета», а точнее — поддерживавшего внутренний рынок Америки в период мирового финансового кризиса крупными вливаниями средств и удержанием низких кредитных ставок, к Донбассу не применим по ряду причин, в том числе от местной власти не зависящих. Но вслух обсуждать проблему уровня оплаты труда и общего обнищания населения, давно пора. В том числе, и Министерству промышленности и торговли, которое должно быть драйвером именно индустриального развития территории, с соответствующим ростом оплаты труда занятого там персонала. Можно и дальше продолжать измерять рост экономики в количестве новых магазинов, но пока тема доходов граждан остается табу для СМИ, профсоюзов и чиновников, этот рост будет скорее радующей глаз картинкой на ведомственных сайтах. Которую на хлеб не намажешь.

Виталий Кречетов

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Подпишитесь на нас Вконтакте, Twitter, Одноклассники

27

Похожие новости

Новости партнеров

Лучшее сегодня

Новости партнеров

Новости партнеров

Комментарии