Ежедневные актуальные новости

В отпуск из ДНР в Россию: туда и обратно

Пора отдохнуть. Наверняка такое решение уже приняли многие дончане. Берег турецкий и прочие дальние страны для многих жителей республики нынче недоступны по целому ряду причин. Отдыхать на, считай единственном, курорте ДНР — Седово всеми тремя миллионами населения тесновато, так что поездка к российскому побережью Черному морю – отличный вариант. В мирную жизнь и отпускную негу можно добраться автобусами, поездом с посадкой в Ростове, или личным автотранспортом.

Не верьте! Ожидание отпуска не лучше самого отпуска.

Ехать было решено на украинских номерах, на которые был заблаговременно оформлен полис «зеленая карта». Кстати, оформить «заграничную», сиречь запорожскую страховку в ДНР наверное, даже легче, чем в самом Запорожье. И на дом подъедут, и зарегистрируют в системе при вас, и подробную консультацию по поводу возможного общения с российской ГАИ, или, не приведи Господь, страхового случая, выдадут. Стоит «удовольствие» чуть больше тысячи рублей на две недели. Оформление российского аналога после пересечение границы обойдется дороже, но будет милее потенциальным проверяющим и допускает регистрацию по республиканскому техпаспорту.

Не будем утверждать, что выбранная нами стратегия перемещения была единственно верной, но было принято решение выдвигаться под вечер, с расчетом до комендантского часа доехать до КПП Успенка, а дальше будь что будет. В предвечерних сумерках дорога порадовала, наконец, довершенным ремонтом. Те, кто регулярно ездит это наверняка знают и так, а приятную новость сообщаем будущим отпускникам-домоседам. Ехать можно, и даже с соответствующим загородной дороге скоростным режимом 90 км/ч. Один серьезный недостаток, правда, есть, но его мы опишем чуть позже. 

А пока весело подъезжаем к КПП и осознаем, что удача на нашей стороне – очередь всего из десятка автомобилей, первые пять тут же проезжают в зону контроля. Республиканская граница, нужно отметить, удобствами и налаженным сервисом не блещет. Четыре будки-кабинета, по две в каждую сторону. В одной – паспортный контроль, в другой – таможенная фиксация выезда автотранспорта. Из плюсов — документов никаких заполнять не надо, из минусов – сотрудники обоих ведомств с ПК явно «на вы», и внесение ФИО отъезжающих сограждан в базы похоже на некое таинство, которое осуществляется с подобающей неспешностью. 

На окошке паспортного контроля висит инструкция, как посмотреть IMEI телефона, и, если вы давненько не пересекали границу, пограничники потребуют индивидуальный номер вашего аппарата. О наличии вторых, третьих и прочих телефонов, как и о том, ваш ли это аппарат вообще, или бабушки, которая едет вместе с вами, вопросов никто не задает. Графа заполнена – езжайте дальше. 

По сравнению с республиканскими коллегами, российские граничные сотрудники даже ночью более собраны и сосредоточены. Показалось или это действительно так, но по ощущениям контроль со стороны РФ над въезжающими на ее территорию, по сравнению с совсем недавними временами усилился. Это наводит на неприятные размышления о том, что репутация наших соотечественников, по крайней мере, в глазах пограничников, постепенно подмачивается. Досмотр автомобиля в этот раз был проведен явно не для галочки. Зеркала, собачки, «а не везете ли что-то для самообороны?» 

Долгий-долгий поиск чего-то в базах и требование написать объяснительную на имя некоего таможенного чина Ростовской области, что наш автомобиль не будет продан, подарен или доверен кому-либо и точно покинет территорию Российской Федерации в обратном направлении. Мелочь, но как говорится, неприятно. Впрочем, это последняя неприятность в пути.

Даже дорога от Матвеева кургана до Ростова радует освещением и обилием заправок с мини-маркетами и нехитрыми радостями, вроде кофе, хот-догов и цивилизованных «удобств». Если не заблудиться самом Ростове, то дальше еще лучше. Федеральная трасса М-4 «Дон» на непритязательный вкус дончан просто великолепна. Обилие света, современные светоотражающие разметка и знаки, яркое освещение дорожных переходов, продуманное разграничение встречных полос, не допускающее ослепление фарами. И, естественно, все та же развитая придорожная инфраструктура – паркинги для отдыха, примыкающие полосы для съездов, информативные указатели. Злые языки, конечно, могут и дальше шутить про «дураков и дороги», но, откровенно говоря, подобных трасс на Украине и не было даже после Евро-2012, когда в стране дороги все же начали появляться.

Последний рывок к побережью проходит через ряд населенных пунктов, в которых российские дорожники обожают устанавливать знаки ограничения скорости до 40 км/ч. Вне городков и поселков эта «любовь» дорастает до 70 км/ч, что как-то противоречит поговорке о русских и быстрой езде. Безопасность, похоже, в современной России начинает преобладать над «национальными традициями», что, впрочем, наверное, и к лучшему. 

«Ламповый курорт»

Конечной точкой путешествия была выбрана Анапа. Город-курорт, как его гордо именуют местные жители. Совершенно не навязываем собственный выбор, и даже поддержим желание читателей посетить великолепный постолимпийский Сочи или известный своей курортной непринужденностью Геленджик. Но и Анапа, для жаждущих расслабления и покоя, хороша. «Теплая и ламповая», как шутят о ней в Интернете. Хотя все современные услуги и развлечения тут в наличии, но город бережно хранит ностальгический имидж детского курорта. 

Анапа, на самом деле город большой и, если можно так выразиться, двусторонний. Удаленная от побережья часть – современный развивающийся город, с бизнес центрами, всевозможными торговыми комплексами и офисами. Многоэтажная застройка, получившая бурное развитие не так давно, видимо, с появлением доступных технологий для сейсмоопасных районов. Кстати, небольшое землетрясение застали и мы, но, к стыду своему, не заметили. Видимо донецкие привычки начисто атрофируют реакцию на любые потрясения без звукового сопровождения. Вдоль моря – курорт, опоясанный набережной. Отели, частные дома, кафе, столовые, аквапарк, даже крокодиловая ферма и океанариум. А еще бессчетное количество базарчиков, магазинчиков и просто лотков со всем, что пожелает душа туриста.

Цены в магазинах – почти такие же, как в Донецке. Что-то дороже, например мясо и колбасные изделия, что-то дешевле. Правда, глядя на рекламу в сетевой забегаловке KFC, которая обещает потенциальным сотрудникам зарплату от 22 тысяч, понимаешь, что было бы не плохо, если бы ДНР сравнялась с Россией не только в плане сопоставимости цен. Кстати, бензин по всему пути следования даже на заправках крупных топливных компаний приятно дешевле, чем в республике – 38-39 рублей за литр А92.

Что касается аренды жилья, то стоит пояснить, что «на первой линии» здесь застройки почти нет, за исключением ряда санаториев и пары отелей, в которых цены «покусывают» и по российским меркам. Номера для «дикарей» начинаются со второй параллельной набережной улице, на которой можно снять номер по цене от 300 рублей в сутки за человека. Естественно, аренда отдельного дома обойдется дороже. Еще глубже в город – еще дешевле. Торг, кстати, уместен – южный колорит, как-никак.

Условия разные, но откровенных хижин, которыми, например, дурно славится Приазовье, признаемся, не обнаружили. Даже в самых дешевых комнатах вполне пристойная мебель, холодильники и прочие блага цивилизации. Единственное, чего не хватает – придомовых территорий и парковок. Видимо, это старая часть города, строившаяся в период, когда автомобиль был роскошью, а не средством передвижения. Ходьбы до моря – 5 минут. Пляжи бесплатные, но за шезлонги, которые здесь установлены стационарно, придется доплатить 150 рублей в сутки. Впрочем, совместить пляжный отдых с «галечным массажем» через коврик вам никто не помешает, места хватит.

Читать также:
В Киеве радикалы обещают помешать проведению парада содомитов

Скорей бы у вас там война закончилась…

Вопреки распространенному в интернете мнению, что россияне от проблем Донбасса давно устали, отношение радушное и участливое. Нет, конечно, пару-другую реплик в стиле: «Зачем вам Путин помогает» услышали, но не более. При ответе на стандартный курортный вопрос: «Откуда вы?», ответ: «Из Донецка» зачастую воспринимается с «военным любопытством», от которого в нашем регионе давно отвыкли. Типичный диалог, который довелось вести с целым рядом совершенно разных россиян, от мелких предпринимателей до гаишников, выглядит так:
— Война закончилась?
— Да не, все также…
— Жаль, скорей бы…
Продолжений у последней фразы зачастую два. Одни желают, чтоб скорей мир наступил. Вторые, в сущности того же, но конкретней – чтоб скорее присоединили. И это, откровенно говоря, неожиданно приятно и обнадеживает.

Домой, домой, пора домой…

Так как дорогу «туда» мы преодолели чуть менее, чем за 12 часов, и это с учетом процедуры оформления на границе, обратно решили выезжать утром, и даже не на рассвете. Неспешно, мол, доедем до Успенки ко второй половине дня, и все успеем. Наивные! В пять часов вечера нас, еще до поворота на сам пункт пропуска, приветливо встретила очередь на КПП Матвеев курган.

— Наверное, «пересменка» была, вот машин и накопили, — меланхолично говорит водитель впередистоящей машины с луганскими номерами. – Видел, как погранцы с сумками выходили, видать сменились. 

Надежда, что сейчас новая смена быстро все разрулит была исчерпана где-то через час. За это время удалось втянуться в поворот, вид на очередь откуда был тоже не радужным. Попытать счастье и попробовать пройти границу на другом пункте пропуска не рискнули, зато родили идею для стартапа. Тот, кто-то создаст он-лайн сервис, на котором можно отследить загруженность донецких КПП имеет все шансы стать республиканским Цукербергом. По популярности этот ресурс будет конкурировать с фейсбуком. 

— Да они что, издеваются?! Запустили пять машин и уже пол часа все стоит! — гуляющие по обочине пассажирки средних лет, пожалуй, опасней для пограничников и таможенников, чем любые нарушители. 

Наконец оказавшись в российской зоне досмотра, понимаем – не издеваются. Так называемая «нейтралка» – короткий отрезок между РФ и ДНР забит машинами. Выпускать попросту некуда, вот россияне и не спешат. Обратный контроль для личного автотранспорта, что любопытно, значительно менее пристальный, и даже битком набитый багажник интереса не вызывает. В общем-то логично: везите в свою ДНР что хотите, главное, в РФ ничего незаконного не тащить!

Напряжение в очереди уже подсвечивает пространство лучше фонарей и фар. До комендантского часа остается три, два с половиной, час сорок… По мере приближения к шлагбауму причина задержки становится очевидной. Паспортный контроль могут проходить только те водители и пассажиры, чьи машины уже под навесом. Туда умещается пять-шесть транспортных средств, и пока все они не выедут, другие не продвинутся. Но окошко всего одно с двумя сотрудниками, которые параллельно оформляют пассажиров въезжающих автобусов, хотя те и перемещаются по другому коридору. И в этом же окошке оформляются те, кто пересекает границу пешком. Три пешехода – машина, дальше считайте сами, и не забудьте сделать поправку на набор данных одним пальцем и неспешные променады сотрудников к шлагбауму.

— Да что ж вы делаете, комендантский час же скоро! — взрывается одна из женщин, нервно курсирующих под шлагбаумом в ожидании, когда же дело дойдет до их автомобиля. Пограничник в ответ равнодушно пожимает плечами, чем вызывает тихие, но явно нелестные оценки со стороны ожидающих. 

Фух! Последний рывок, документы в одно окошко, техпаспорт во второе, и – здравствуй Родина! Возможно, у ситуации, в которую мы попали, были и другие веские основания, кроме очевидных организационных недочетов и общей неспешности персонала границы. Но, по факту, прохождение обоих пунктов заняло у нас ровно пять часов. Разговоры о развозке по домам были признаны уже неуместными. Завершать путешествие ночевкой под границей или в правоохранительных органах желающих не оказалось, и за оставшийся до 23-00 час с минутами было необходимо доехать до квартиры ближайшего из участников поездки. 

И вот здесь вернемся к недостатку местной дороги, упомянутому вначале. Помните, мы говорили, что ехать можно? Серьезное уточнение – днем. Ночью по дороге Успенка-Кутейниково-Иловайск ехать если и можно, то очень осторожно. Отсутствие фонарей, в принципе, здесь всегда было нормой, но хоть что-то светящееся на дороге необходимо. Четкая разметка, знаки, придорожные столбики, указывающие малейшее отклонение дорожного полотна от прямой – все это осталось приятным воспоминанием о российских дорогах. Может быть в другой обстановке подобная «бедность» была бы и приемлемой, но сегодня это одно из востребованных направлений. Ведь те, кто выехал с границы даже с призрачным шансом успеть домой до комендантского часа, пробуют этот шанс реализовать вопреки всему. Республика, конечно, молодая и откровенно не богатая, но увеличить вероятность попасть водителю домой, а не в кювет, наверное, необходимо.

Мы успели. Те, кто выезжал за нами, похоже, уже не торопились. К их услугам «дружелюбная» обочина при КПП и два стационарных пункта ГАИ, где можно попробовать остановиться на ночлег. Делать это нужно добровольно или в 23:01 вас, скорее всего, остановят принудительно. Все это также было продумано еще в очереди, так что еще один стартап готовы подарить: оборудуйте, наконец, приграничную территорию. Очереди на границе – это лотерея, в которой проигравшие иногда зависают до суток на выезд, и как повезет с комендантским часом на въезд. Кстати, о том, что для граждан республики он все так же действует, пожалуй, пора сообщить на само КПП, которое могло бы свою работу несколько корректировать в связи с этим фактором. В приграничной полосе, как минимум, нужен полноценный доступ к питьевой воде и безопасный, отделенный от дороги паркинг. Тем, кто был в уборной, которая имеется на республиканской стороне, фильмы ужасов уже не страшны. А ведь в машинах часами ждут женщины, дети, граждане преклонного возраста. И отпускной сезон еще только начался. Кстати, фельдшерский пункт с мини-аптекой, наверное, тоже бы не повредил. 

В общем, в гостях хорошо, дома, безусловно, лучше, несмотря на сомнительную приветливость донецкой границы. Тем же, кто пойдет нашим стопами, желаем счастливого пути, и напомним, что спокойствие и хорошее настроение – лучшие спутники на дороге и на отдыхе. 

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции