Ежедневные актуальные новости

Почему Польша признала лучшим кино года запрещённую на Украине "Волынь"

Почему Польша признала лучшим кино года запрещённую на Украине  

Польская киноакадемия признала лучшим фильмом года картину В. Смажовского «Волынь», рассказывающую о Волынской резне.

Волынская резня, напомним — это геноцид польского населения боевиками ОУН-УПА (Украинской повстанческой армии, или, проще говоря, бандеровцами) в 1943 году. Число жертв в оценках историков варьируется от 30 до 80 тыс. человек. Резня происходила преимущественно в сёлах.

Кинокартина вызвала широкий общественный резонанс в Польше, спровоцировав некоторый подъём антиукраинских настроений. Последние подхлестнул тот факт, что Украина демонстрацию «Волыни» у себя отменила. Официальным Киевом боевики ОУН-УПА причислены к борцам за свободу Украины, и фильм, включающий сцены убийства ими мирных людей, рассматривается текущим киевским официозом как антиукраинский.

…Налицо случай, когда столкнулись две принципиальные позиции «национальных мифов». Согласно польской версии — поляки были во Второй Мировой войне чистыми жертвами, претерпевшими со всех сторон. Согласно нынешней киевской версии — чистыми жертвами, претерпевшими со всех сторон, были украинцы. Поскольку факт Волынской резни является неоспоримым, актуальной задачей киевских историков в последние годы является косметическая пост-коррекция события. В её рамках доказывается, что а) резню устроили не бандеровцы, а немцы; б) поляки, со своей стороны, тоже вырезали несколько тысяч украинцев, б) и вообще раскачка этой темы сегодня — дело рук Кремля.

Читать также:
Киевлян просят помочь ветеранам Великой Отечественной подписать петицию о сохранении в Киеве проспекта Ватутина

Мы далеки от предположения, что «этот фильм снят именно сейчас не просто так». Нет, для поляков данная картина — всего лишь часть многостраничного сентиментального киноэпоса, снимаемого ими о себе уже многие годы. К тому же киноэпосу относятся «Огнём и мечом» о событиях семнадцатого столетия, «Чудо на Висле» о событиях 1920-х и так далее. Поляки снимают комплиментарную себе версию собственной истории, в которой все, включая нынешних «младших братьев», оказываются перед поляками в той или иной степени виноваты. Это соответствует польскому национальному мифу и в целом не должно ни удивлять, ни раздражать.

А вот украинская официальная реакция демонстрирует некоторое непонимание правил игры. Вместо того, чтобы снимать картины о том, как все вокруг (включая Польшу) виноваты перед украинцами — творцы текущего киевского официоза сосредоточились исключительно на культурно-историческом «самоотпиливании от России». Как результат — они ожидают и даже отчасти требуют от Польши, чтобы она ради них изменила свою собственную версию истории и поступилась несколькими десятками тысяч вырезанных ради укрепления единого политического антироссийского фронта.

Эти ожидания и требования показывают, что Киев претендует в глазах Польши на союзнический и почти братский статус, который Украине там в принципе никто не собирался присвоить.