Почему Польша признала лучшим кино года запрещённую на Украине "Волынь"
Польская киноакадемия признала лучшим фильмом года картину В. Смажовского «Волынь», рассказывающую о Волынской резне.
Волынская резня, напомним — это геноцид польского населения боевиками ОУН-УПА (Украинской повстанческой армии, или, проще говоря, бандеровцами) в 1943 году. Число жертв в оценках историков варьируется от 30 до 80 тыс. человек. Резня происходила преимущественно в сёлах.
Кинокартина вызвала широкий общественный резонанс в Польше, спровоцировав некоторый подъём антиукраинских настроений. Последние подхлестнул тот факт, что Украина демонстрацию «Волыни» у себя отменила. Официальным Киевом боевики ОУН-УПА причислены к борцам за свободу Украины, и фильм, включающий сцены убийства ими мирных людей, рассматривается текущим киевским официозом как антиукраинский.
…Налицо случай, когда столкнулись две принципиальные позиции «национальных мифов». Согласно польской версии — поляки были во Второй Мировой войне чистыми жертвами, претерпевшими со всех сторон. Согласно нынешней киевской версии — чистыми жертвами, претерпевшими со всех сторон, были украинцы. Поскольку факт Волынской резни является неоспоримым, актуальной задачей киевских историков в последние годы является косметическая пост-коррекция события. В её рамках доказывается, что а) резню устроили не бандеровцы, а немцы; б) поляки, со своей стороны, тоже вырезали несколько тысяч украинцев, б) и вообще раскачка этой темы сегодня — дело рук Кремля.
Мы далеки от предположения, что «этот фильм снят именно сейчас не просто так». Нет, для поляков данная картина — всего лишь часть многостраничного сентиментального киноэпоса, снимаемого ими о себе уже многие годы. К тому же киноэпосу относятся «Огнём и мечом» о событиях семнадцатого столетия, «Чудо на Висле» о событиях 1920-х и так далее. Поляки снимают комплиментарную себе версию собственной истории, в которой все, включая нынешних «младших братьев», оказываются перед поляками в той или иной степени виноваты. Это соответствует польскому национальному мифу и в целом не должно ни удивлять, ни раздражать.
А вот украинская официальная реакция демонстрирует некоторое непонимание правил игры. Вместо того, чтобы снимать картины о том, как все вокруг (включая Польшу) виноваты перед украинцами — творцы текущего киевского официоза сосредоточились исключительно на культурно-историческом «самоотпиливании от России». Как результат — они ожидают и даже отчасти требуют от Польши, чтобы она ради них изменила свою собственную версию истории и поступилась несколькими десятками тысяч вырезанных ради укрепления единого политического антироссийского фронта.
Эти ожидания и требования показывают, что Киев претендует в глазах Польши на союзнический и почти братский статус, который Украине там в принципе никто не собирался присвоить.