Ежедневные актуальные новости

Новая старая волна. Почему новые губернаторы-технократы не помогут Кремлю

Новая старая волна. Почему новые губернаторы-технократы не помогут Кремлю

Молодости и технократизма у новых губернаторов ничуть не больше, чем у их предшественников. Поэтому громкая череда региональных назначений стала скорее грамотным пиаром Сергея Кириенко и его соратников, но никак не реальным обновлением власти, которое возможно только при пересмотре правил игры системы. Но их менять никто не собирается

Волна губернаторских отставок и назначений на посты глав регионов молодых чиновников вернула события на местах в федеральную новостную повестку. Череда кадровых решений должна была продемонстрировать, что команда первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко начала действовать. Но череда эта оказалась настолько стремительной, что заставила искать общее и отказаться от деталей – создалось впечатление, что старых губернаторов меняют на новых технократов. Однако уволенные главы давно были кандидатами на вылет, а при назначении тоже считались перспективными технократами. Та же судьба ждет и новых управленцев – отношения регионов и центра не предполагают другого сценария.

Отставка как шоу

Меньше чем за полмесяца свои посты покинули губернаторы пяти российских регионов, а на смену им пришли молодые чиновники и депутаты, которых принято сейчас называть технократами. Массовые увольнения заставили обратить на себя внимание: из выпусков новостей люди начали регулярно узнавать, что губернаторы по утрам подают заявления об отставке. В ход пошли стихи и считалочки по мотивам «Десяти негритят», шутки на тему «один день – одно имя». Об отставках отозвалась даже юмористическая передача «Вечерний Ургант» – один из ее сюжетов назывался «Фестиваль врио».

Новый состав администрации президента сумел превратить в популярное шоу то, что было уходом нескольких малоизвестных региональных чиновников. Увольнение каждого из ушедших само по себе не было чем-то необычным – Виктор Басаргин (Пермский край), Олег Ковалев (Рязанская область), Александр Худилайнен (Карелия), Сергей Митин (Новгородская область) давно считались кандидатами на вылет, а срок их полномочий истекал в этом году. Все они были варягами и до назначения в регион никакого отношения к нему не имели. Виктор Басаргин и Александр Худилайнен довели до кипения конфликты с местными влиятельными группами, причем в протестной Карелии Худилайнен практиковал силовые методы решения – против почти всех его противников были возбуждены уголовные дела. Не ладили с местными и Ковалев с Митиным, но увольнение первого давно ожидалось по состоянию здоровья, а второй был одним из самых возрастных губернаторов.

Однако, несмотря на ожидаемость каждого из этих решений, за счет пакетного увольнения администрация президента повысила цену и вес отставок хромых уток. Для ухода губернаторов-аутсайдеров нашли новую форму. С одной стороны, увольнение стало более-менее почетным – о своем уходе чиновники стали объявлять сами: кто-то – на пресс-конференции, кто-то – через сообщения пресс-службы. Каждый из пятерки признался, что сделал все, что мог, но заявил о необходимости «обновления». С другой стороны, накануне увольнения информация-анонс о нем появлялась в СМИ. Так уход губернаторов автоматически попадал в топ новостей, в том числе и телевизионных: создавалось ощущение тотальной и неожиданной замены глав регионов, а информация о том, что у них истекал срок полномочий, оказывалась на втором, а то и третьем плане.

Внутриполитический блок президентской администрации под руководством Сергея Кириенко, который долго держал паузу, вдруг стал решительно действовать – такое впечатление должна была оставить (и оставила) волна губернаторских отставок. Неизбежные шаги по замене стариков-неудачников были обставлены как волевые решения. Череда отставок повлекла волну назначений, и здесь президентская администрация тоже успешно продолжила линию на демонстрацию «новой воли».

Различий больше

Прежних губернаторов стали заменять относительно молодые чиновники – лет сорока-пятидесяти, вроде бы имеющие отношение к региону, поработавшие на федеральных должностях. Новой волне подобрали и слово – «технократы». Картина нового стиля управления Сергея Кириенко была дорисована – самого первого замглавы президентской администрации называли технократом, так же характеризовали и руководителя администрации Антона Вайно. По формальным признакам новые врио губернаторов очень похожи на свежий призыв высокопоставленных кремлевских чиновников. Средний возраст, работа на чиновничьих, а не политических должностях. Подобные приводят к власти подобных – такая точка зрения должна свидетельствовать об удаче команды Кириенко. Переход к «новому мышлению» должна была дополнительно подтвердить информация, что на губернаторские посты велся придирчивый кастинг, а все кандидаты проходили мудреные тесты.

Однако если сопоставлять карьеры врио, их отношение к региону (местный – чужак), то обнаружится больше различий, чем сходства. Если бы назначения проходили с лагом хотя бы в неделю, каждое из них обсуждалось бы отдельно, но массовость позволила сгладить различия и создала впечатление, что Кириенко учел ошибки своих предшественников на посту куратора внутренней политики – Володина и Суркова.

Общим знаменателем для свежих врио стал их относительно молодой возраст – 40–50 лет. Главной претензией к уходящим губернаторам было то, что сами они не из тех регионов, которые возглавляли: варяги, как правило, начинают ссориться с местными политиками и приводят свои команды.

Первый миф новой губернаторской волны, как работы над ошибками предшественников, – теперь назначают местных. На деле местных среди пяти чиновников меньше половины – Максим Решетников (Пермь) и Артур Парфенчиков (Карелия) действительно родились в регионах, куда были делегированы, и долгое время там работали. Они представляют расклад сил и ситуацию на территории. Почему-то к «местным» относят нового главу Бурятии Алексея Цыденова, хотя родился он в Забайкалье, быстро стал работать в федеральных структурах, а к республике отношения не имел. Считается, что его адаптации должен помочь этнический принцип – Цыденов по национальности бурят и должен быстро найти общий язык с национальным населением региона. При этом большинство (67,8%) населения Бурятии составляют русские, для которых новый врио чистый варяг. Два назначенца – Андрей Никитин (Новгородская область) и Николай Любимов (Рязанская область) – совсем варяги. 

Читать также:
В Белом доме сообщили о разговоре Трампа с Порошенко

Второй миф – технократическое происхождение новичков. Технократический подход подразумевает, что определенные участки работы поручаются экспертам в этой области. Технократов среди назначенцев также ровно половина. Из числа технократов сразу выпадает Артур Парфенчиков (Карелия), работавший в прокуратуре, а потом возглавлявший службу судебных приставов. Алексей Цыденов (Бурятия) работал в Министерстве транспорта, поэтому экспертом в управлении регионом, в чью компетенцию входят политические навыки, также никак не может считаться. Переходное положение у Андрея Никитина (Новгородская область), руководившего государственным Агентством стратегических инициатив (АСИ). АСИ было создано в 2011 году как путинский противовес медведевскому «Сколкову», и должность руководителя агентства подразумевала некоторую публичность, отличную, впрочем, от публичности политической.

Идеальным технократом-губернатором выглядит только Николай Любимов (Рязанская область), поработавший в Калуге на всех ступенях политической лестницы. Технократом можно считать и Максима Решетникова, который в нулевых годах руководил администрацией бывшего пермского губернатора Олега Чиркунова.

Большие вопросы вызывает и позиционирование новых глав как эффективных управленцев: одно дело работа в АСИ, другое – в депрессивном регионе с бурной политической жизнью. А должность в Министерстве транспорта совсем не означает понимания проблем национального региона. Но в назначениях все искали общее и нашли – Парфенчикова и Решетникова объединяет местное происхождение, Решетникова, Никитина и Цыденова – опыт работы на федеральном уровне, Решетникова и Любимова – региональный опыт. Так сложился усредненный портрет молодого чиновника-технократа, выходца из региона, которому каждый отдельный назначенец не соответствует.

Старые технократы

Если вспоминать историю большинства ушедших глав, то ситуация с новой губернаторской волной выглядит еще интереснее. Трое из пяти отставников, если следовать широкому пониманию технократизма, – чистые технократы. Сергей Митин (экс-глава Новгородской области) был и депутатом Госдумы, и замминистра экономики, и замминистра сельского хозяйства. Вячеслав Наговицын (бывший руководитель Бурятии) прошел карьерную лестницу в Томской области, Виктор Басаргин (экс-губернатор Пермского края) руководил Министерством регионального развития.

У каждого из них был свой особенный плюс: у Митина – опыт публичной политики, у Басаргина – федеральные и региональные связи. Но оказалось, что успехам на ниве губернаторства ничто из этого не помогло. Возраст во время назначения у уволенных глав также был довольно молодой (для чиновника) – в районе 50 лет. Работа на посту главы региона превратила считавшихся перспективными управленцев в сбитых летчиков, теперь это одиозные отставники, неудачники. Эксперименты по призыву технократов в руководители субъектов проводились и оказались не особенно удачными.

Для новых врио губернаторство тоже станет проблемой и почти гарантированно проваленным стресс-тестом. Денег в бюджете стало меньше, чем в начале нулевых, – сейчас не до управленческих экспериментов, которые помогли бы снискать славу и вернуться на федеральный уровень на более высокую позицию. Влиятельные местные группы в регионах тоже остались. Любой глава сталкивается с дилеммой: с одной стороны, вражда с местной элитой бьет по рейтингу (у каждого обиженного влиятельного депутата или бизнесмена есть свои СМИ и сторонники), с другой – дружба с ней не поощряется Кремлем.

Наконец, почти все «технократы» (кроме Николая Любимова) явно не привыкли к кислой среде региональной политики и экономики, причем кислой ее сделали правила, спущенные из центра. В федеральной структуре ты четко вписан в вертикаль, у тебя есть подчиненные и понятный бюджет – если средств недостает, то это проблема нижестоящих получателей денег (как правило, тех же регионалов). На посту губернатора чиновник попадает в зависимое положение – от федералов, от силовиков, от местных нотаблей. «Технократы», успевшие получить назначение еще до прихода Сергея Кириенко в президентскую администрацию, – Дмитрий Овсянников (Севастополь) и Антон Алиханов (Калининградская область) – уже горят на работе.

Можно рассуждать о том, что новая волна (а на самом деле совсем не новая) назначений в регионах идет в рамках подготовки к новому сроку Владимира Путина: привычного и, кажется, вечного президента окружает молодежь, которая призвана вернуть интерес к политике и создать впечатление обновления. Однако до выборов осталось чуть больше года – за это время эффект новизны уже пропадет, а завышенные ожидания от разрекламированных технократов-управленцев не оправдаются просто потому, что они завышенные.

Реальным экспериментом можно было бы считать одновременное привлечение амбициозной молодежи на губернаторские посты и распределение бюджетных полномочий в пользу регионов. В этом была бы и определенная новизна, и интерес для самих назначаемых чиновников развиваться и расти дальше. Пока же новая губернаторская волна стала по большей части грамотным пиаром Сергея Кириенко и его соратников. Обновление власти, пусть даже в рамках достаточно ограниченного проекта «молодая команда старого президента», возможно только при пересмотре правил игры системы, которые менять никто не собирается.