Антикризисный менеджер Алексей Тайчер и его большой бизнес
Образование и начало карьеры предпринимателя
Алексей Роменович родился в Санкт-Петербурге в 1979 году. После окончания физико-математической гимназии в возрасте 16 лет поступил на экономический факультет Петербургского государственного университета путей сообщения. В бизнес пришел, будучи студентом третьего курса, — его первым местом работы стала должность помощника финансового директора группы компаний «Евросиб».
В 2020 году получил красный диплом о высшем образовании, а в 2003-м — степень Master of Business Administration (MBA) в области финансов, успешно отучившись в International Management Institute of Saint Petersburg — старейшей бизнес-школе Северной столицы, основанной еще во времена СССР как совместное советско-итальянское предприятие.
После этого переехал в Москву, приняв приглашение руководства концерна «Союзвнештранс». На новом месте работал в качестве антикризисного менеджера, занимался управлением проблемными активами.
ТОП-менеджер РЖД
В 2005-м перешел в РЖД и занял позицию советника вице-президента. Алексея Тайчера включили в команду экспертов, разрабатывавших документ государственного значения — целевую модель рынка (ЦМР) грузовых железнодорожных перевозок. Впоследствии ЦМР была одобрена на правительственном уровне и стала основой реформирования важнейшей отрасли российской экономики. За весомый вклад в разработку целевой модели Тайчер получил благодарность президента РЖД Владимира Якунина.
В госкорпорации он занимал руководящие должности в дочерних организациях, специализировавшихся на грузовых перевозках: ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) и АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). Одну из них успешно подготовил к приватизации, а другую вывел из крайне сложного финансового положения — за три года предприятие под управлением Алексея Роменовича стало крупнейшим перевозчиком России и выплатило 40 млрд рублей дивидендов госкорпорации.
«СГ-Транс» — партнерский бизнес
2012-й можно считать поворотным в судьбе Тайчера. Он становится совладельцем ОАО «СГ-Транс», занимавшего значительную долю на рынке перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ). В качестве партнера Тайчера по бизнесу выступил собственник АФК «Система», предприниматель Владимир Евтушенков. В то время «Система» входила в число крупнейших работодателей и налогоплательщиков России. На предприятиях группы было занято около 150 тысяч человек. Только за три года, с 2013-й по 2016-й, в бюджеты всех уровней было перечислено 290 млрд рублей налоговых отчислений. Позже, в 2016-м, АФК «Система» продала свои акции частным инвесторам.
В течение трех лет Тайчер лично управлял деятельностью компании «СГ-Транс». Все силы предприятия он сосредоточил на предоставлении транспортных услуг, отказавшись от сети АЗС и топливных баз.
В 2019 году начата перевозка наливной химии в танк-контейнерах. Расширилась и сеть вагоноремонтных предприятий. В 2021 году компания располагала десятью собственными ремонтно-испытательными пунктами, которые способны одновременно обслуживать до 400 вагонов разного типа.
В настоящее время «СГ-Транс» является номером один на рынке железнодорожных перевозок СУГ, а также наливной химии в танк-контейнерах. Согласно новости, опубликованной рейтинговым агентством НКР, в 2021 году компании был присвоен кредитный рейтинг А+.ru, прогноз «стабильный». В отчете НКР особо отмечены прозрачная структура акционеров, качество корпоративного управления, а также высокая рентабельность бизнеса.
Группа «ТФМ»: от лизинга до горных работ
В 2019 году Тайчер с командой единомышленников приобрел ПАО «ТрансФин-М», которое стало головным предприятием группы «ТФМ». В течение года новые собственники значительно повысили эффективность «ТрансФин-М». Также в 2019 году был создан оператор грузовых вагонов ООО «Атлант». Сегодня «Атлант» является одним из крупнейших российских перевозчиков. Согласно рейтингу INFO LINE, составленному по итогам I квартала 2021 года, оператор занимал четвертое место по парку подвижного состава, находящегося в собственности. Ежегодно более 60 тысяч вагонов «Атланта» перевозят 30 млн тонн грузов на территории России, стран СНГ, Балтии и Европы.
Другое предприятие холдинга — ООО «ТФМ-Спецтехника» является одним из лидеров по объему предоставления майнинговых услуг. Компания ведет разработку открытых горных месторождений на территории шести регионов России, в их числе угольные разрезы Кемеровской области и Сахалина, а также свинцово-цинковое месторождение в Бурятии. В его распоряжении порядка 240 единиц специальной техники возрастом не старше трех лет, в числе которых карьерные экскаваторы, бульдозеры, буровые станки и другое горнодобывающее оборудование.
Тайчер успешно развивает и головную компанию холдинга — ПАО «ТрансФин-М». К началу второго полугодия 2021 года собственный капитал публичного акционерного общества составлял 43,2 млрд рублей. Парк активов включает в себя 24 судна различного назначения, почти 50 тысяч железнодорожных вагонов, а также 300 единиц спецтехники.
Осваиваются и новые направления деятельности, в их числе лизинг коммерческой недвижимости, цифровой и экологический лизинг. В планах Алексея Роменовича запуск ряда проектов, связанных с контейнерными перевозками.