Суды начали отменять штрафы ГИБДД за «обгон паровозиком». Что случилось
Юристы раскритиковали отмену штрафов Верховным судом за обгон паровозиком
Суды стали чаще отменять наказание для водителей, которые выезжают на трассах на обгон вслед за другими машинами — паровозиком. Согласно ПДД за это грозит штраф или лишение прав, но позиция Верховного суда все изменила
До Верховного суда дошла автомобилистка, которую лишили водительского удостоверения за повторный выезд на встречную полосу с нарушением: инспекторы ГИБДД поймали ее на обгоне «паровозиком» на трассе. В итоге судья принял решение сохранить автомобилистке права. Более того, Верховный суд указал, что наказывать автомобилистов в таком случае не следует. Юристы такую позицию уже раскритиковали. Разбираемся, когда в итоге грозят штраф за неправильный выезд на встречную полосу и что эксперты просят изменить.
Когда лишают прав за обгон по встречной полосе
Согласно материалам дела, в 2022 году, автомобилистка на внедорожнике Land Rover, совершая маневр обгона, выехала на полосу дороги, предназначенную для встречного движения. Это произошло на разрешенном для выезда на встречку участке дороги «Пермь — Березники». Затем автомобилистка начала маневр обгона вслед за впереди идущей машиной. Эту ситуацию зафиксировали инспекторы ГИБДД и составили на нее протокол. Ранее участница дорожного движения уже получила штраф по ч. 4 ст. 12.15 КоАП «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения…» на 5 тыс. руб. Поэтому сотрудники оформили аналогичное нарушение уже по более серьезной части 5, которая в случае остановки инспекторами грозит лишением прав на 1 год. В итоге ее лишили прав на год. Такое решение нижестоящих судов автомобилистка решила оспорить — на это ушло почте два года.
В итоге Верховный суд наказание отменил, сославшись на собственное разъяснение. Согласно которому «запрещается обгонять именно транспортное средство, которое двигается впереди, совершая объезд или обгон, транспортное средство, подавшее сигнал поворота налево».
В этом случае, как обратил внимание Верховный суд, речь идет только об одном транспортном средстве — о том, которое в данный момент производит обгон или объезд препятствия, именно его и запрещается обгонять.
Автомобилистка же, как следует из имеющейся в материалах дела видеозаписи, начала маневр обгона вслед за впереди идущим транспортным средством. В итоге права ей вернули и все претензии сняли.
Почему за обгон паровозиком сейчас не штрафуют
Сложившуюся ситуацию, когда суды не могут оштрафовать водителей, которые выезжают на встречную полосу для обгона автомобиля вслед за уже выехавшей машиной, опрошенные Autonews.ru называют серьезной проблемой для безопасности автомобилистов. Так, в частности, заявил основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД.
«Этот пункт Пленума про «обгон паровозиком» затрагивает огромное количество водителей, потому что так делают очень многие, — сказал Ильинов. — Сейчас получается, что суды могут наказать при подобном на маневре только если водитель обгоняет автомобиль, который уже выехал на встречную полосу для обгона. То есть обгон обгоняемой машины. Но на практике это же нереализуемо. По такой логике оба автомобиля должны быть на встречной полосе и обгонять третий автомобиль. Какой ширины должна быть встречка? Такого я не видел никогда».
По мнению эксперта, при публикации соответствующего решения Пленума ВС была допущена неправильная трактовка ПДД.
Что написано в Пленуме ВС
«Г) не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия либо движущегося впереди по той же полосе и подавшего сигнал поворота налево, а также следующего позади транспортного средства, начавшего обгон; маневр обгона также запрещен, если по его завершении водитель не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (пункт 11.2 ПДД РФ)»
«В Пленуме написано, что не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон, или при его объезде препятствий или транспортного средства, подавшего сигнал поворота. Тут все понятно, — проанализировал Ильинов. — Но также есть запрет на обгон следующего позади транспортного средства, начавшего обгон. То есть по их логике вам запрещено обгонять автомобиль, который сзади производит обгон. Как это возможно? Этот пункт неправильно написали и теперь все на него ссылаются».
Ильинов уверен, что что суды ссылаются на Пленум, потому что у них нет выбора.
«Потому что даже если они и накажут за этот за обгон паровозиком, водители все равно пойдут в суды обжаловать наказание и Верховный суд все отменит — рассказал Ильинов. — При этом иногда тот же ВС трактует одинаковые ситуации по-разному: иногда штрафы отменяет, а иногда — оставляет в силе».
Ведущий юрисконсульт отдела по обслуживанию физических лиц, компания ПРАВОКАРД Юлия Шпагина отметила, что хотя формулировка запрета обгона транспортного средства, движущегося впереди и производящего обгон или объезд препятствия действительно трактуют неоднозначно, применять ее лишь для «двойного обгона» не представляется реальным. Она уточнила, что на практике двойной обгон с обозначенной точки зрения (обгон обгоняющего ТС) встречается редко, поскольку зачастую дороги для этого слишком узкие.
Юрист провела анализ судебной практики за 2023 год и пришла к выводу, что чаще всего за это нарушение водителей штрафовали на 5 тыс. руб.
«При обжаловании указанных судебных актов вышестоящие суды оставляют их в силе. Также встречались случаи, когда вышестоящий суд изменял максимальную санкцию на штраф. При этом суды учитывали обстоятельства конкретного административного производства. В том числе смягчающие обстоятельства: отсутствие иных административных штрафов, наличие несовершеннолетних детей, факт использования автомобиля как единственного источника доходов виновного лица», — сказала юрист.
Почему нельзя обгонять выехавшую на встречную полосу машину
Ведущий юрист ЕЮС Орест Мацала заявил, что «отменять постановления за обгоны паровозиком просто немыслимо».
«Вся логика правил дорожного движения говорит о том, что запрещено приступать к обгону, если впередиидущее транспортное средство совершает маневр обгона. Если совершать обгон «паровозиком», то у сзади идущего автомобиля полностью отсутствует видимость в направлении движения в момент нахождения на встречной полосе. Первый автомобиль может успеть закончить маневр обгона, а второй сзади идущий может наткнуться на встречный автомобиль в лоб», — сказал юрист.
Он считает, что ВС, в одном из Пленумов обязан объяснить, что маневр обгона «паровозиком» недопустим и смертельно опасен.
В свою очередь Ильинов также отметил, что такой маневр крайне опасен.
«Автомобиль сзади поджимает водителя, который уже обгоняет впереди идущую машину. И если он не успеет совершить обгон, то ему уже некуда деться, водитель не сможет снизить скорость и вернуться обратно, а впереди — встречка. По этой же причине нельзя обгонять машину, которая подает сигнал поворота — потому что можно столкнуться на встречке. Похоже, что ошибку суды не признаю и просто ждут нового Пленума», — сказал эксперт.
Autonews.ru направил запрос в МВД России о практике применения ч. 4 ст. 12.15 КоАП.