Рост утильсбора: ажиотаж на границе, горячка автодилеров, увеличение цен
Дилеры рассказали о подорожании машин с 1 октября на 15%
В преддверии возможного повышения утильсбора дилеры попытались закупить и ввезти максимально возможное количество автомобилей. На границах образовались гигантские очереди. Грядущее подорожание оценивается в 10–15%
Что случилось на границе
На крупнейших погранпереходах с КНР «Забайкальск» и «Благовещенск — Хэйхэ» зафиксирован затор из автомобилей. Об этом сообщили участвующие в перевозках логистические компании. Время ожидания пересечения границы выросло со стандартных 12–24 часов до 7–10 суток и даже больше. К примеру, среднее время ожидания в электронной очереди на МАПП «Забайкальск» за месяц возросло до 11 дней. По мнению представителей отрасли, заторы возникли по причине ожидания повышения ставок утилизационного сбора на автомобили с 1 октября.
О проблемах с ввозом машин сообщил Autonews.ru специалист по продаже автомобилей с пробегом Руслан Кривонос. По словам собеседника, доставить машину сейчас сложно не только в Россию, но и в соседнюю Белоруссию.
«У нас 4-го числа был готов автомобиль, он уже физически стоял на границе, все документы по нему были готовы. И он только сегодня проехал границу Казахстан-Китай. Дальше будет двигаться сюда, но здесь у нас тоже очередь, включая заезд на таможню. Сроки удлиняются и по доставке, и по таможенной очистке. Сейчас нагрузка повышенная. Она связана с тем, что до 1 октября все стараются по максимуму завезти автомобили», — пояснил Autonews.ru собеседник.
Резкое увеличение грузопотока между Россией и Китаем спровоцировал проект постановления правительства об увеличении утилизационного сбора, опубликованный Минпромторгом для общественного обсуждения. Вновь повысить ставки предложило отраслевое сообщество. Возглавляет экспертный совет при комитете промышленности и торговли Госдумы глава АвтоВАЗа Максим Соколов. Ожидается, что в случае принятия документ вступит в силу с 1 октября 2024 года.
Основным бенефициаром, по словам эксперта Антона Шапарина, выступает АвтоВАЗ: «Утильсбор повышают на машины, которые не производятся в России. Причем на актуальные для наших соотечественников модели, включая минивэны для больших семей».
Насколько вырастут цены
В случае принятия документа утильсбор вырастет лишь для тех брендов, которые не наладили собственное производство в России или в соседней Белоруссии. В соответствии с проектом, уже в текущем году ставка может быть проиндексирована в среднем на 70–85%, но в перспективе она продолжит повышаться на 10–20% каждый год.
Расчеты показали, что после нового повышения утильсбора придется доплачивать:
Год Объем мотора, л Примерный размер утильсбора, руб. Разница Год Примерный размер утильсбора, руб. Разница 2024 1-2 556 000 +70-85% 2025 667 000 +10-20% 2024 2-3 1 563 000 +70-85% 2025 1 875 600 +10-20% 2024 3-3,5 1 794 600 +70-85% 2025 2 153 400 +10-20% 2024 >3,5 2 284 750 +70-85% 2025 2 742 300 +10-20%
Повышение ставок коснется всех зарубежных брендов, не имеющих локализации производственных процессов. Пока гарантированных исключений лишь два — Haval, имеющий завод под Тулой, и Geely, выпускающий свои модели под маркой «БелДжи» в соседней Белоруссии. Теоретически льготы могут получить также бренд Chery, собирающий автомобили под брендом XCite на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, а также столичный завод «Москвич», выпускающий JAC под российской маркой. Вероятно, сможет рассчитывать на поблажки и возрожденная марка Volga с перелицованными «китайцами» фирмы Changan.
Дилеры, торгующие иномарками, у которых корреспондент Autonews попытался приобрести машину под видом тайного покупателя, порекомендовали сделать это до начала октября и предупредили, что цены точно будут переписаны не в пользу потребителей.
«Удар по авторынку будет нанесен сильнейший. Мы прекрасно понимаем, что 300 тыс. дополнительных рублей на ходовые китайские машины — это минимум 10–20% их стоимости», — оценил перспективы подорожания автомобилей вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Исполнительный директор Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Игорь Чикин отметил, что «дилеры говорят о повышении минимум на 10%». При этом, по словам эксперта, на цены повлияет совокупность факторов:
- проблемы с переводами в китайские банки;
- высокая ключевая ставка и, следовательно, стоимость заемных оборотных средств;
- планируемый критический рост утильсбора.
Все это, по мнению Чикина, скажется на цене не только импортных, но и отечественных машин.
Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша в беседе с Autonews.ru спрогнозировала рост цен на автомобили в России в IV квартале 2024 года на 10–15%.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов считает, что в среднем стоимость автомобилей после повышения утильсбора вырастет на 400 тыс. руб., что негативно отразится на уровне продаж, «особенно с учетом того, что рост ключевой ставки ЦБ сделал процесс приобретения нового автомобиля в кредит очень сложным для россиян».
Причины коллапса на границе
По словам Тузова, именно автомобили на сегодняшний день являются основными грузами, застрявшими на границе. Это легковые машины, спецтехника и коммерческий транспорт, а также автобусы и строительная техника.
«Автомобили едут в быстром темпе, потому что все ожидают повышения утилизационного сбора, пытаются легализовать транспортные средства до того, как это произойдет. Безусловно, это попытка надышаться перед гибелью», — прокомментировал ситуацию Антон Шапарин.
По оценке ГК «Альфа-Лизинг», в среднем сроки ожидания на границе выросли до 11 дней, «при этом ожидают импорта в Россию не только автомобили и спецтехника, но и другие товары китайского производства, которые занимают более трети внешней торговли нашей страны. Это промышленное оборудование, пластмасса и изделия из нее».
Одной из причин коллапса могло стать решение проблем с транзакциями между странами по оплате товаров. В компании предположили, что применение криптовалют и цифрового рубля для взаиморасчетов повысило товарооборот, что и поспособствовало коллапсу.
Игорь Чикин связывает увеличение сроков прохождения таможни не столько с увеличением закупок транспорта, сколько со сложностями с контейнерными, железнодорожными и морскими перевозками: это вынуждает переключаться на автомобильные перевозки, что также провоцирует образование очередей.
Напомним, что утилизационный сбор выплачивается единовременно при покупке автомобиля из-за границы за утилизацию транспорта в будущем. Утильсбор взимается с сентября 2012 года. Сумма определяются исходя из базовой ставки, умноженной на коэффициент, который определяется по виду транспорта с разными массой, возрастом и объемом двигателя. Российским автопроизводителям данный сбор полностью возвращается.
Материалы по теме: