Рост цен и контрафакта. В России возник дефицит оригинальных запчастей
Эксперты рассказали, какие автозапчасти остаются дефицитом
Россияне почти полностью перестали ремонтировать иномарки оригинальными деталями. Опрошенные Autonews.ru эксперты рассказали о сложностях с содержанием машин и оценили масштабы подорожания автокомпонентов
После ухода мировых автопроизводителей из России и сворачивания бизнеса по поставке оригинальных автозапчастей россиянам становится все сложнее содержать транспортные средства европейских, американских, корейских и японских марок. Доля оригинальных запчастей к таким автомобилям упала до 13,1%, а контрафакта стало значительно больше. Об этом рассказали Autonews профильные эксперты и представители автобизнеса.
Что с оригинальными деталями
По словам технического директора франчайзинговой сети автосервисов FIT Service Никиты Родионова, по состоянию на осень 2024 года дефицита по автозапчастям особого нет.
«Автовладельцы могут найти и купить практически любую запчасть, в том числе и оригинальную, на распространенные в нашей стране модели». Однако нюансы есть, и они неприятные.
Эксперт подчеркнул, что оригинальные запчасти для европейских, американских и других автомобилей ушедших из России брендов найти и купить по-прежнему можно, но их доля составляет всего 13,1%. Учитывая показатель 2023 года (12%), ситуация немного улучшилась, зато вопрос к качеству этих деталей остается открытым.
«Есть претензии именно к качеству, потому что ранее единственным официальным дистрибьютором оригинальных запчастей были официальные дилеры, теперь представительства ушли и данные запчасти поступают, как правило, через параллельный импорт. То есть уже нет никаких гарантий, и риск нарваться на подделку довольно высокий», — пояснил Родионов.
Что с ценами на автокомпоненты и ремонт
По оценке независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, комплектующие для европейских машин с начала 2024 года подорожали примерно на 70%, а на корейские — на 25%. Это послужило причиной резкого роста доли контрафактных деталей, которые выдаются продавцами за дорогостоящие «оригиналы».
«Например, в сегменте моторных масел доля подделок составляет около 30%. Неоригинальные цепи ГРМ, катушки зажигания, фильтры, тормозные колодки, детали двигателей — тоже не редкость», — конкретизировал специалист.
По оценке аналитического агентства Gruzdev-Analyze, по состоянию на июнь 2024 года 37% автосервисов столкнулись с поддельными запчастями, в то время как годом ранее таких было 23%. Доля подделок продолжает расти. Правда, эта проблема пока не касается продукции китайских марок.
Стоимость комплектующих на китайские модели, по оценке Тузова, в 2024 году поднялась в пределах общей инфляции. «Средний чек на ремонт автомобилей трех самых востребованных у россиян китайских марок — Chery, Geely и Haval — составляет всего 7 000 рублей, что является одним из самых низких показателей на рынке.
Директор франчайзинговой сети FIT Service Татьяна Овчинникова оценила рост стоимости «расходников» для самых популярных в стране моделей машин в 5–7% (сентябрь 2024 года к сентябрю 2023-го). Однако другие, более редкие детали за год стали дороже на 10–15% и выше — в зависимости от конкретной позиции. Это касается, в частности, деталей к автомобилям Fiat, Volvo, Chrysler, Jaguar и Land Rover.
«Принцип здесь примерно такой: чем более редким будет автомобиль, тем заметнее выросли в цене на него запчасти», — пояснила эксперт.
Легко ли починить «параллельные» машины
Ремонтопригодность автомобилей, ввезенных в страну по параллельному импорту, опрошенные Autonews.ru эксперты оценили как высокую. Однако это не значит, что проблемы с данной техникой полностью исключены. Дилерская гарантия в этом случае — не панацея.
«Сейчас автовладельцы могут столкнуться со сложностями в покупке и доставке, только если речь идет о запчастях на редкие марки и модели. Это, например, те машины, которые приобретаются по параллельному импорту и широко не представлены в России. Также могут быть увеличенные сроки доставки на редкие запчасти «под заказ», агрегаты в сборке и редкие кузовные элементы», — уточнили в FIT Service.
«Китайцы» — не панацея
В беседе с Autonews представители отрасли подчеркнули, что проблемы с ремонтом китайских машин все еще возможны: сложности с поставками деталей к ним по состоянию на осень 2024 года не устранены. При этом речь идет лишь о редких марках и моделях, а также о совершенно новых машинах, которые только начинают поступать на российский рынок: складские запасы с деталями по ним начинают формироваться.
«Основная проблема постпродажного обслуживания китайских автомобилей — это подбор и покупка нужных запчастей. Количество китайских брендов очень большое. Кроме марок есть различные модели и модификации автомобилей. Независимым автосервисам зачастую сложно получить актуальную информацию по запчастям и технологиям ремонта на свежие машины. На рынке нет мануалов, нет каталогов запчастей на многие новые модели. Азиатские производители в целом очень вольно относятся к формированию каталогов запчастей. Все это серьезно усложняет подбор деталей», — посетовал Родионов.
«Дефицита запчастей для ремонта и обслуживания китайских автомобилей нет благодаря тому, что автоконцерны из КНР регулярно заполняют склады своих дилеров в России, поэтому основные расходники и детали всегда есть в наличии», — отметил Тузов.
Материалы по теме: