По госпрограмме предложили продавать машины за ₽3 млн руб. Подробности
В ВТБ предложили включить в госпрограмму машины ценой ₽2,5-3 млн
Банкиры предложили увеличить цену автомобиля для участия в госпрограмме льготного автокредитования с 2 млн руб. до 2,5-3 млн руб. Поможет ли предложение сделать машины в России более доступными, оценили эксперты
Продажи нового «Москвич 6» начнутся летом. 5 главных фактов о модели Закон и ПДД 9 июня Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю Статьи 7 июня Мифы о штрафах. Об этом не знают даже опытные водители LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta
Инициативу по модернизации программы льготного автокредитования подготовил банк ВТБ, выяснил Autonews.ru. Как заявил изданию перед началом второго дня работы Петербургского экономического форума заместитель президента-председателя правления ВТБ Анатолий Печатников, на фоне роста цен на автомобили целесообразно расширить перечень бюджетных марок и поднять лимит стоимости машин, которые можно купить по этой программе с 2 до 2,5-3 млн руб. Представить свое предложение на ПМЭФ более детально в том числе для профильных ведомств банк намерен 15 июня. Разбираемся, получится ли у водителей сэкономить с ее помощью.
Поможет ли программа сделать автомобили доступнее
По оценке Печатникова, значительную роль в «разгоне» сегмента после ухода западных брендов госпрограмма сыграла в последний год. При этом он указал, что на фоне структурных изменений рынка покупка транспортных средств даже на льготных условиях становится все менее доступной для социальных категорий населения.
«В условиях кардинальной трансформации российский автомобильный рынок столкнулся с дефицитом бюджетных моделей. На этом фоне цены на машины, в том числе реализуемые в рамках госпрограммы, продолжают расти. Если в начале 2023 года новые транспортные средства стоимостью более 2 млн рублей, попадающие под льготные условия, занимали в наших выдачах всего менее 2%, то сейчас уже — 14%», — сказал Autonews.ru представитель ВТБ.
По его словам, это проблема, особенно для социальных категорий, многодетных семей.
«Поэтому критично важно повысить лимит стоимости машин для покупки на льготных условиях, например, с текущего ограничения в 2 млн руб. до 2,5-3 млн руб.», — отметил Анатолий Печатников.
Топ-менеджер добавил, что для более прозрачной поддержки населения также целесообразно рассмотреть вопрос о субсидировании ставки автокредита по аналогии с господдержкой рынка ипотеки.
«Компенсация первого взноса, которую предполагают действующие условия льготной программы, может приводить к завышению стоимости автомобилей со стороны недобросовестных дилеров, что нивелирует ее смысл, — отметил Печатников. — По нашей оценке, субсидирование ставки по автокредиту поможет прежде всего льготным категориям заемщиков, которые смогут приобрести автомобиль без излишней финансовой нагрузки. В свою очередь, рост потребительского спроса окажет дополнительную поддержку авторынку, увеличив продажи новых машин».
Также, согласно инициативе банка, правительству следует расширить госпрограмму новыми категориями заемщиков и увеличить число бюджетных марок, которые производятся при поддержке партнеров из дружественных стран, в первую очередь — Китая.
У дилеров есть свои программы
Участники рынка и аналитики предложение банка оценили по-разному. К примеру, директор департамента финансовых услуг ГК АвтоСпецЦентр Дмитрий Мольков отметил, что сейчас автомобили китайских брендов в ценовом сегменте 2-4 млн. руб. у дилеров действуют специальные кредитные программы со ставками около 0%. Их субсидируют дилерам представительствами самих иностранных автопроизводителей. Благодаря этим кредитным программам доля продаваемых в кредит новых автомобилей составляет 70-80%.
Таким образом, как предупредил Мольков, предложение расширить государственную программу льготного кредитования на китайские автомобили ценой 2,5-3 млн. рублей практически гарантированно означает отмену или минимизацию указанных выше кредитных программ.
«Но при этом, затраты на субсидирование процентных ставок по кредитам будут нести уже не автопроизводители, а государство. Также в плюсе окажутся те банки, которые сейчас слабо представлены в партнерских программах с китайскими автопроизводителями и не имеют доступа к субсидиям от них. К таковым, в том числе, относится и ВТБ», — считает участник рынка.
По словам представителя дилерского сообщества, потенциал роста рынка находится в сегменте новых автомобилей до 2 млн руб., но предложение в этом сегменте крайне ограничено и «выбора практически нет».
«Реализация задачи обновления автопарка, замещения устаревших, небезопасных, изношенных автомобилей на новые, практически невозможна без наличия конкурентного и насыщенного предложения новых автомобилей в сегменте до 2 млн рублей. Если в этом сегменте рынка будут действовать долгосрочные меры поддержки спроса, то там появится и предложение», — считает Мольков.
В качестве одной из таких мер долгосрочной поддержки спроса эксперт предложил сделать программу льготного кредитования доступной для всех категорий граждан и продлить ее сразу на 3-4 года.
В свою очередь директор бренда «Авилон Haval» Александр Савельев идею поддержал. При этом, по его, словам, в случае ее запуска некоторые автокомпании смогут в несколько раз повысить своим продажи.
«Это идея даст возможность многим клиентам обновить свои автомобили, купить модели от более прогрессивных марок, а также подтолкнет к желанию обновить устаревшие европейские автомобили», — заявил Савельев Autonews.ru.
Без автокредитов для многих текущие цены неподъемны
Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в целом предложение о поднятии планки стоимости бюджетных автомобилей поддержал — по его мнению, такое нововведение сможет сделать автомобили доступными для большего количества россиян, для многих из которых текущие ценники могут быть неподъемны. При этом он отметил, что при появлении более бюджетных вариантов спустя некоторое время, эту планку опять можно будет опять откатить.
«Предложений с более доступными вариантами дешевле 2 млн руб. в России сейчас найти невозможно за исключением самых простых утилитарных моделей от отечественных производителей. Цены постоянно растут, производители и продавцы все чаще индексируют стоимость автомобилей», — сказал Целиков.
Он отметил, что такая поддержка отрасли поможет подтянуть продажи не только дешевых, но и более дорогих автомобилей.
В свою очередь независимый автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев придерживается мнения, что наибольшую выгоду от программ поддержки автокредитования получают не покупатели и не автопроизводители, а банки и дружественные им страховые компании. При этом, по его оценке, расширение ценового коридора будет способствовать более быстрым темпам восстановления рынка, а на преференции сможет рассчитывать не только АвтоВАЗ, но и другие автокомпании, которые сохранили или вновь открыли своим производства. Например, Haval или Автотор.
По оценке Бургазлиева, спрос на новые автомобили в этом году, составляет примерно 950 тыс. единиц, а рынок сможет предложить в районе 690-750 тыс. автомобилей.
Найти средства на программу будет непросто
При этом эксперт признал, что пока вопрос о том, готово ли будет правительство выделять под эту программу дополнительные средства остается открытым.
«В прошлом такие меры поддержки косвенно финансировали из уплаченных за утилизационный сбор денег. В прошлом году уровень платежей за утилизационный сбор был чрезвычайно низок. Отсюда могу предположить два варианта развития событий. В первом Минфин совместно с Минэкономразвития и Минпромторгом будут изыскивать резервы на эту программу. Во втором же случае, возможно, будет существенно повышены коэффициенты утилизационного сбора. Но это чревато потерями объемов импорта и сборов в виде пошлин, акцизов и НДС. Хотя, безусловно, это инструмент защиты внутреннего рынка и локальных производителей».
Глава Минпромторга Денис Мантуров, при этом, ранее назвал «скромным» финансирование программы льготных автокредитов, однако конкретных сумм он не называл, пообещав найти варианты ее развития.
Программа действует в усеченном виде
Напомним, что 30 марта 2023 года в Минпромторге сообщили о частичном возобновлении программы и перечислили категории, которые могут воспользоваться этой программой. Там рассказали, что в 2023 году она продолжит действовать для групп граждан, которые наиболее остро нуждаются в поддержке. Она распространяется на:
- медицинских работников;
- работников сферы образования;
- мобилизованных, добровольцев и военнослужащих по контракту, принимающих участие в СВО, а также членов их семей.
По условиям программы базовая скидка на уплату первоначального взноса по кредиту составляет 20% от стоимости автомобиля (для жителей ДФО — 25%). Скидка на электромобили российского производства для всех категорий заемщиков составляет 25% (но не более 625 тыс. руб.).