Мочевина для дизеля: что это такое и для чего нужна
Дизельные двигатели экономичны и тяговиты, но в их выхлопе содержится немало вредных веществ, в том числе окислы азота. Нейтрализовать их призвана специальная жидкость с малоаппетитным названием раствор мочевины. Что это
Что такое мочевина для дизеля
Мочевина — это не имеющее запаха бесцветное органическое соединение, сходное по структуре с аммиаком, но с дополнительным атомом углерода. С 1950-х годов мочевина используется в качестве удобрения, а в автомобилестроении ее раствор начал применяться в связи с ужесточением экологических норм, в частности по содержанию канцерогенных окислов азота (NOX) в выхлопе дизельных двигателей. Качественный скачок в этом отношении произошел в 2006 году с введением норматива Euro 4, предписавшего снизить содержание NOX вдвое по сравнению с уровнем Euro 3. После перехода на Euro 6 в 2014-м новые «соляроядные» в Европе уже не могли обходиться без раствора мочевины, снижающего выбросы NOX примерно на 90%. В обиходе этот реагент широко известен также как DEF (Diesel Exhaust Fluid) и AdBlue. Последнее название является торговой маркой, права на которую принадлежат Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA).
Состав мочевины для дизеля
AdBlue отличается по составу от обычной мочевины. В первом приближении реагент для дизельных двигателей представляет собой раствор с 32,5-процентным содержанием мочевины в дистиллированной воде. Однако в AdBlue также присутствуют в незначительном количестве:
- алюминий, железо, калий, магний, натрий, фосфат (по 0,5 мг/кг каждого элемента);
- альдегид (5 мг/кг);
- медь, никель, хром, цинк (по 0,2 мг/кг).
При производстве AdBlue выдерживаются очень строгие требования по очистке от посторонних примесей, поскольку они существенно снижают эффективность реагента. Именно поэтому производство AdBlue в кустарных условиях невозможно. На азотных заводах реагент получают из природного газа прямым способом, исключающим этап гранулирования мочевины, для снижения вероятности появления примесей. Требования к реагенту AdBlue определяются немецким стандартом DIN 70070, международным ISO 22241 или его российским аналогом ГОСТ Р ISO 22241-1-2012. В нашей стране лицензию VDA на производство раствора мочевины для дизельных двигателей получили компании «Артэко», «ЕвроХим», ПКФ «Ниагара», «Обнинскоргсинтез».
Система SCR
AdBlue на современных автомобилях с дизельными двигателями используется в составе системы SCR. SCR — это система каталитического восстановления, позволяющая превратить большую часть NOX в безвредные азот и водяной пар. Основными компонентами SCR являются:
Как работает мочевина для дизеля
Попадая в выхлопной тракт, AdBlue при контакте с горячими отработавшими газами разлагается на аммиак и изоциановую кислоту, которая вновь разлагается на аммиак и углекислый газ. Аммиак внутри катализатора системы SCR позволяет нейтрализовать окислы азота и получить на выходе помимо углекислого газа азот и водяной пар.
Куда заливается мочевина для дизеля
Горловины баков для раствора мочевины чаще всего имеют крышки голубого цвета с обозначением AdBlue и в легковых автомобилях находятся рядом с горловиной топливного бака либо в моторном отсеке, либо в багажнике.
Расход мочевины для дизеля
Расход AdBlue в среднем составляет 3–10% от расхода топлива в зависимости от различных факторов, таких как температура окружающего воздуха, нагрузка, стиль вождения. Как правило, запаса реагента в баке легковых автомобилей хватает на пробег до 20 000 км, а долив при плановом обслуживании выполняется каждые 10 000 км.
Хранение мочевины для дизеля
Хранить AdBlue необходимо:
Срок хранения AdBlue при температуре 0–10°С составляет до трех лет, при температуре 20–25°С — не более полутора лет.
Можно ли ездить без мочевины для дизеля
При низком уровне раствора мочевины в баке блок управления системы SCR сначала известит об этом водителя с помощью включения светового индикатора или соответствующего сообщения на экране борткомпьютера. Если не предпринять никаких действий, блок либо переведет дизель в аварийный режим с существенным ограничением мощности, либо даст команду, которая не позволит в следующий раз завести двигатель. Попытки использования различных обманок приводят к некорректной работе двигателя и затрудняют его диагностику. Удаление системы SCR требует полного перепрограммирования блока двигателя, что чревато серьезными техническими проблемами.
Читайте также: