Энцо Феррари: маг автомобильного мира
Энцо Феррари из тех людей, которые изменили мир. Как это удалось выходцу из семьи небогатого итальянского ремесленника? Рассказываем биографию Энцо Феррари
Биография Энцо Феррари
Энцо Феррари (1898-1988) — это выдающийся итальянский предприниматель ХХ века и организатор гоночной команды, а также автомобильной компании «имени себя», специализирующейся на выпуске собственно спортивных и малотиражных дорожных моделей с ярко выраженным темпераментом.
А еще это человек, чья жизнь окружена легендами, автором немалой части из которых был сам Коммендаторе (почетный неофициальный титул в Италии), имевший еще множество прозвищ от просто «Инженер» до «Маг». Так, Энцо Феррари любил рассказывать, что указанная в метрике дата его рождения, 20 февраля 1898 года, неверна, и всему виной сильнейший снегопад, который не позволил отцу, Альфредо, добраться до муниципалитета в центре Модены 18 февраля, когда якобы и появился на свет его младший сын. Позже обнаруженные документы полностью опровергли эту версию, а люди, хорошо знавшие Коммендаторе, предполагали, что всему причиной его увлечение каббалой. В этом эзотерическом учении цифра «18» символизирует силу воли, а двадцатка — печаль и озабоченность злом.
Действительно, выходцу из семьи небогатого ремесленника, к тому же рано оставшемуся без поддержки отца и не получившему высшего образования, потребовались незаурядные волевые качества, чтобы превратиться в человека, аудиенции у которого будут дожидаться коронованные особы, промышленные магнаты и звезды кино. Мечтал ли об этом комиссованный по болезни солдат Первой мировой, когда после получения отказа от FIAT в приеме на работу в 1919 году плакал, сидя на скамье в туринском парке Валентино? Через 28 лет Энцо Феррари вернется на это место в совсем другом настроении после победы француза Раймона Соммера за рулем Ferrari 159 S в Гран-при Турина. Кстати, в каббале число «28» означает удачу в любви, а Маг, безусловно, любил свое дело.
Апрель 1964 года: Энцо Феррари за рулем одной из своих машин
Впрочем, в детстве Энцо мечтал о карьере оперного тенора и журналиста. В последней ипостаси он даже себя всерьез попробовал. 16 ноября 1914 года миланская Gazzetta dello Sport опубликовала отчет Феррари о футбольном матче Milan-Inter. Через десять лет Энцо войдет в число учредителей издаваемой в Болонье Corriere dello Sport, но к тому моменту уроженец Модены уже определился с выбором карьеры автогонщика.
Энцо «заболел» этим новым, опасным и безумно притягательным видом спорта еще в десятилетнем возрасте, наблюдая вместе с отцом соревнования в Болонье. Дебют Феррари в качестве пилота состоялся в 1919 году, когда, выступая за команду компании С.М.Н., он пришел четвертым к финишу гонки Парма — Поджо-ди-Берчето. А с 1920 года Энцо в команде Alfa Romeo. Звезд с неба не хватал, но и балластом не был. Много позже в интервью Коммендаторе говорил, что стать великим гонщиком ему мешала неспособность «заставлять машину страдать, без чего невозможно стать чемпионом». Свою последнюю победу в качестве пилота Феррари одержал 14 июня 1931 года, а в 1932-м повесил гоночный шлем на гвоздь после рождения первенца, названного Альфредо (Дино) в честь отца и старшего брата, которые умерли от «испанки» в 1916 году.
Но завершение карьеры боевого пилота не означало расставания с автоспортом. Еще с 1929 года Энцо Феррари возглавил пользующееся широкой автономией гоночное подразделение Alfa Romeo, которое получило название Scuderia Ferrari («Конюшня Феррари»), а в 1937-м трансформировалась в команду Alfa Corse. После того как материнская компания решила восстановить полный контроль над своим спортивным филиалом, Энцо Феррари громко хлопнул дверью, заявив: «Я не отрекусь от способности иметь собственное мнение и своего несносного характера».
Энцо Феррари смотрит на Brabham-Repco во время Гран-при Италии в Монце, 4 сентября 1966 года
Разрыв с Alfa Romeo заставил Феррари перейти в новое качество. 1 сентября 1939 года он основывает в родной Модене компанию Auto — Avio Costruzioni (AAC) по производству шлифовальных станков, использовавшихся при изготовлении подшипников, и четырехцилиндровых двигателей для учебно-тренировочных самолетов. Спрос на оба вида продукции гарантировала начавшаяся Вторая мировая. Но с автомобильной дорожки Энцо сворачивать не собирался. Следуя ей, к финишу жизни Феррари, как говорят, пришел с состоянием в $100 млн. Но также утверждается, что Коммендаторе оставался хроническим должником, поскольку увлечение всей его жизни — автогонки — обходилось очень дорого. Свою автобиографическую книгу Феррари так и назвал, «Мои ужасные радости». В 1969 году Инженер, чтобы удержаться на плаву, продал 50% своей компании семейству Аньелли, собственникам FIAT. Сегодня Пьеро Ларди Феррари, внебрачному сыну Энцо, ставшему наследником после смерти Дино, принадлежит 10% акций Ferrari, стоимость которых оценивается в $5 млрд.
Феррари и Форд
Сказать, что у Энцо Феррари был непростой характер, значит не сказать ничего. Единственный человек, которого боялся Маг даже в зрелом возрасте, была его мать, Адальгиза. Все остальные независимо от занимаемого положения постоянно находились в зоне риска. Каково это разгневать Коммендаторе испытал на себе — по счастью, не на прямую — Генри Форд II, внук основателя заокеанской автомобильной империи. В начале 1960-х Энцо Феррари столкнулся с серьезными финансовыми проблемами и для продолжения участия в автогонках готов был продать подразделение компании, занимавшееся выпуском дорожных автомобилей. Со своей стороны, Генри Форд II в борьбе с GM активно расширял свой бизнес в Европе, и покупка уже ставшей знаменитой Ferrari была бы очень кстати. После тщательного аудита, который обошелся в кругленькую сумму в несколько миллионов долларов, Ford в 1963 году предложил Феррари $18 млн (примерно $140 млн по нынешнему курсу), что вполне устроило Коммендаторе. Но намечавшаяся сделка сорвалась. Увидев пункт контракта, предписывающий при превышении определенной суммы согласование с Ford расходов на содержание гоночного подразделения, Коммендаторе пришел в ярость и обрушил на членов делегации высокопоставленных управленцев американской компании шквал отборной ругани, а затем покинул собственный кабинет. Узнав об этом, Генри Форд II в долгу не остался, решив в отместку сокрушить команду Ferrari в легендарной гонке в Ле-Мане, победителем которой итальянская скудерия к тому моменту становилась уже пять раз. Реализовать задуманное удалось лишь с третьей попытки в 1966-м, а затем «оружие возмездия», Ford GT40, оставались неудержимыми на трассе французского марафона еще три года подряд.
Трейлер фильма «Ford против Ferrari», 2019 год Видео: iVideos / Youtube
Эта история легла в основу сюжета американского художественного фильма «Ford против Ferrari», вышедшего в прокат в 2019 году. В ряде моментов действие ленты разошлось с реальностью. Вот основные нестыковки:
Феррари и Ламборгини
Экранизации заслуживает и история взаимоотношений Энцо Феррари с Ферруччо Ламборгини, тракторным королем послевоенной Италии, также не признававшим авторитетов. В 1962 году Ламборгини на своем купе Ferrari 365 GT приехал к Энцо Феррари и заявил, что тот делает машины с таким же тяжелым сцеплением, как у тракторов, но куда менее надежные. Взбешенный Коммендаторе, не стесняясь в выражениях, посоветовал гостю заниматься своим делом, результатом чего стало появление годом позже компании Automobili Ferruccio Lamborghini S.p.a. и не где-нибудь, а в местечке Сант’Агата Болоньезе, менее чем в 30 км от вотчины Феррари в Маранелло. Ламборгини организовал преследование на вертолетах новых машин конкурента, которые тест-пилоты Ferrari испытывали на извилистых дорогах в полях между двумя городками. А когда после очередного скандала Маранелло покинули несколько ведущих специалистов, Ферруччо их тут же трудоустроил у себя…
Итальянский инженер и дизайнер автомобилей Ферруччо Ламборгини на поле подсолнухов в Перудже, Италия, 1991 год
Машины Феррари
С 1947 по 2023 год компанией Ferrari было выпущено порядка 40 семейств дорожных моделей, не считая отдельных версий, построенных на заказ единичных экземпляров и концептов, а также свыше 200 гоночных автомобилей разных классов, включая 70 машин «Формулы-1».
Первая машина Энцо Феррари
Первая модель, спроектированная под руководством Энцо Феррари в 1939-1940 годах, не могла называться Ferrari. Таково было условие «развода» Мага с Alfa Romeo. Для участия в знаменитой гонке Mille Miglia по дорогам Италии компания Auto — Avio Costruzioni построила два экземпляра двухместных ААС 815. Их рамное шасси с независимой пружинной передней подвеской Дюбонне, зависимой рессорной задней и барабанными тормозами «по кругу» не отличалось революционностью. 75-сильный двигатель, рядная «восьмерка» рабочим объемом 1,5 л, представлял собой тандем «четверок» Fiat 508 C Balilla 1100 и работал в связке с 4-ступенчатой механической коробкой передач. Кузова вышедших на старт Гран-при Брешии (из-за начавшейся мировой войны Mille Miglia была сокращена до городского формата) 28 апреля 1940 года машин были окрашены в цвет бычьей крови, цвет гоночных Alfa Romeo. Своеобразный троллинг бывших коллег от Энцо Феррари! Да и логотип ААС очень напоминал эмблему Scuderia Ferrari, с которой связана еще одна легенда.
17 июня 1923 года молодого Энцо Феррари, победителя гонки в Равенне, посетили родители Франческо Баракка, лучшего итальянского аса Первой мировой, погибшего за пять лет до этого. Мать летчика, графиня Паолина де Бианколи, подарила Феррари фото сына рядом с самолетом, на фюзеляж которого была нанесена эмблема со вставшим на дыбы конем, и сказала: «Помести это изображение на свои автомобили. Оно принесет тебе удачу». Похоже, графиня обладала даром предвидения. Как иначе объяснить, что она среди множества талантливых гонщиков той эпохи выделила далеко не самого яркого? Достоверно известно лишь, что Энцо Феррари стал соавтором «автомобильного» варианта эмблемы. Так, геральдический щит, на котором находится изображение коня, получил канареечно-желтый цвет, присутствующий на гербе и флаге Модены, родного города Феррари. Кроме того, были добавлены итальянский триколор и буквы «S» и «F», обозначающие Scuderia Ferrari. 9 июля 1932 года состоялось боевое крещение модифицированной эмблемы. В тот день две Alfa Romeo 8 °C 2300 сделали победный дубль в 24-часовом марафоне в Спа (Бельгия).
Логотип Scuderia Ferrari эволюционировал со временем. Прямоугольный вариант эмблемы, созданный в 1947 году, предназначен для дорожных моделей марки Ferrari. Гоночные несут и изображение вставшего на дыбы жеребца на геральдическом щите.
Модель Ferrari 125 S
Ferrari 125 S
Первым официальным представителем марки Ferrari стала гоночная модель 125 S, проектирование которой началось в январе 1945 года. Главным оружием двухместной машины сделали 100-сильный V12. Это была инициатива Мага, которого еще в юности впечатлило фото мотора такой архитектуры в статье о гонке в Индианаполисе. Пройдут годы, и великий дирижер Герберт фон Караян, входивший в число VIP-клиентов компании из Маранелло, скажет: «В истинном Ferrari может звучать только неподражаемая, идеальная по гармонии музыка моторов V12». Именно мощные двигатели, по мнению многих, обеспечат 80% успеха моделей Ferrari, долгое время не отличавшихся новаторской конструкцией шасси и безупречностью отделки. А днем рождения компании Ferrari считается 11 мая 1947 года. Тогда в дебютной гонке в Пьяченце 125 S под управлением Франко Кортезе долгое время лидировала, прежде чем за семь кругов до финиша не последовал сход по неназванным причинам. Но уже через две недели Кортезе принес Ferrari первую победу, опередив на Гран-при Рима более мощные Maserati 6CS 1500s.
Модель Ferrari 166
Ferrari 166
Эта модель, представленная в 1948 году, позволила компании Ferrari обрести свою классическую структуру. С одной стороны, гоночные варианты 166-х с 2.0-литровыми V12 мощностью от 115 до 310 л.с. добывали победы (в том числе благодаря пилоту князю Игорю Трубецкому, потомку декабристов) в самых престижных соревнованиях, включая Targa Florio, старейшую регулярную гонку в мире, Mille Miglia и марафон в Ле-Мане. С другой — 166-е первыми получили «конверсионные» версии для дорог общего пользования. Использовать такие модели в качестве источника средств для финансирования спортивной программы Энцо Феррари задумал раньше, но производству туристических вариантов ААС 815 с кузовами купе и спайдер помешала начавшаяся Вторая мировая война. После создания победоносных 166-х прежним планам был дан зеленый свет. Так появились первые модели Ferrari категории GT.
Поначалу Коммендаторе не отдавал предпочтения какому-либо кузовному ателье, что породило большое разнообразие типов и вариантов «гражданских» 166-х. Тем не менее порядка 40 построенных экземпляров позволяют говорить о начале серийного производства GT из Маранелло. Появление нового товара имело закономерное следствие — создание дилерской сети. Отвечающей, разумеется, амбициям Энцо Феррари. Салоны Ferrari открылись в престижных районах Парижа и Нью-Йорка.
Модель Ferrari 250 GTO
Ferrari 250 GTO
Эта модель, представленная в феврале 1962 года, носит неофициальный титул лучшей Ferrari всех времен. Своим появлением на свет двухместное купе обязано требованию FIA, согласно которому пропуском в гонки Группы 3 Grand Touring Car служило наличие серийного производства соответствующей модели. Отсюда буква «О» в названии, означающая омологацию.
Механическая часть GTO, являвшаяся результатом модернизации уже опробованных конструкций, не таила сюрпризов. Новое качество модели должна была придать отточенная аэродинамика. На этапе поиска оптимальных форм кузова будущая 250 GTO удостоилась прозвищ «Монстр», «Муравьед» и «Гадкий утенок», но конечный результат повторил сюжет сказки Андерсена. Боевые версии 250 GTO в первой половине 1960-х становились победителями этапов чемпионата мира по гонкам на спортивных автомобилях и дважды выигрывали Tour de France Automobile.
Сочетание эффектной внешности, надежной механической части, триумфальной спортивной биографии и мизерный тираж в 39 экземпляров превратили Ferrari 250 GTO в настоящее сокровище. Бывшему «Гадкому утенку» принадлежат «автомобильные» рекорды аукционов Sotheby’s и AutoScout ($48 405 000 и $85 000 000 соответственно).
Последняя модель Энцо Феррари
Ferrari F40
Последней дорожной моделью, проект которой утвердил Энцо Феррари, стал суперкар Ferrari F40, который готовили к 40-летию компании. На тот момент это был самый мощный (484 л.с.), самый быстрый (326 км/ч и 4,56 с для разгона 0-100 км/ч) и самый дорогой (порядка $400 000 на момент выпуска или более $1 млн по сегодняшнему курсу) жеребец из Маранелло. F40 — первая машина марки, в конструкции которой широко применялись композитные материалы, такие как кевлар и стекловолокно. Благодаря этому F40 весил всего 1100 кг. За двухместным достаточно спартанским кокпитом продольно размещались 2,9-литровый битурбо-V8 и пятиступенчатая механическая коробка передач. Впечатляющие скоростные показатели достигались и за счет тщательно проработанной аэродинамики. Несмотря на наличие большого антикрыла, коэффициент аэродинамического сопротивления составлял всего 0,34. Вместе с тем, F40, как и сам Энцо Феррари, остался достаточно консервативным: под легкими кузовными панелями скрывалась трубчатая рама, усилитель руля и ABS отсутствовали, и разумеется, ни о каком полном приводе и речи не могло идти — только задний! Чтобы совладать с таким жеребцом, требовались незаурядные навыки пилотирования. Словом, все как любил Коммендаторе! С 1987 по 1992 год выпустили 1 315 F40.
С тех пор в линейке компании из Маранелло наряду с традиционными GT появились и модели с гибридными силовыми установками, и с приводом 4х4, включая кроссовер Purosangue (2022). Что бы сказал на это Инженер?
Всего с 1947 года выпущено более четверти миллиона различных моделей Ferrari для дорог общего пользования. В 2013 году компания приняла решение не увеличивать чрезмерно объемы производства, чтобы сохранить эксклюзивность бренда. Рекордным стал 2022 год (данных за 2023 год пока нет), когда клиенты марки получили 13 221 машину.
Феррари в «Формуле-1»
Ники Лауда и Энцо Феррари
Scuderia Ferrari — старейшая из команд, участвующих сегодня в чемпионатах «Формулы-1». Дебют команды в «королевских гонках» состоялся на Гран-при Монако 1950 года, а годом позже Хосе Фройлан Гонсалес за рулем Ferrari 375 принес скудерии первую победу на этапе первенства мира. Хотя с 2007 года команда из Маранелло не может вмешаться в борьбу за лидерство в чемпионате, она по-прежнему рекордсмен по числу Кубков конструкторов (16) и побед пилотов в личном зачете (15). В разные годы, выступая под знаменами Ferrari, королями «Формулы-1» становились: Альберто Аскари (1952, 1953), Хуан Мануэль Фанхио (1956), Майк Хоторн (1958), Фил Хилл (1961), Джон Сертис (1964), Ники Лауда (1975, 1977), Джоди Шектер (1979), Михаэль Шумахер (2000-2004), Кими Райкконен (2007).
Самыми знаковыми моделями Ferrari для трасс «Формулы-1» считаются:
1. Ferrari 500 (1952-1953)
Альберто Аскари выигрывает гонку на Ferrari 500
На заре «Формулы-1» для участия в чемпионате банально не хватало машин, и к соревнованиям были допущены автомобили «Формулы-2». Готовясь к первенству 1952 года, Энцо Феррари наступил на горло собственной песне и пошел на замену не показавшего себя 2,0-литрового V12 «четверкой» такого же рабочего объема. Это полностью преобразило достаточно заурядную модель, выступавшую в «Формуле-2» в 1951 году. Альберто Аскари выиграет на Ferrari 500 два чемпионских титула, а его рекорд — 9 побед в Гран-при подряд — лишь в 2023 году сможет перебить Макс Ферстаппен из команды Red Bull.
2. Ferrari 156 «акулий нос» (1961)
Ferrari 156
На рубеже 1950-1960-х годов «Формула-1» изменилась навсегда. Переворот совершила небольшая британская компания Cooper, сделавшая ставку на машины с заднемоторной компоновкой. Такая схема позволила уменьшить аэродинамическое сопротивление, снизить вес за счет отсутствия карданного вала и улучшить маневренность машины благодаря смещению масс к ее центру. Так было успешно компенсировано отставание в мощности от Ferrari и Maserati, подтверждением чему стали два чемпионских титула Джека Брэбэма (1959, 1960). С этим был вынужден считаться даже Коммендаторе, который не раз громко заявлял, что лошади тянут повозку, а не толкают ее. Говорят, чтобы ускорить разработку новой модели, Энцо Феррари обратился к своему другу, Миммо Деи, владельцу гоночной команды Scuderia Centro Sud, которая использовала тогда машины Cooper. Одну из них Деи через дилера в Модене якобы передал в Маранелло. Однако там не стали клонировать «британца» да и не смогли бы это сделать при всем желании, поскольку новый технический регламент предписывал среди прочего уменьшить рабочий объем двигателя с 2,5 до 1,5 л и вводил запрет на доливку масла в ходе гонки. В результате на свет появилась Ferrari 156 со 185-сильным V6, которую за характерную форму воздухозаборников прозвали «акулий нос». В 1961 году эта машина принесет американцу Филу Хиллу чемпионский титул и Кубок конструкторов для скудерии.
3. Ferrari 312T (1975-1980)
Ferrari 312T
Подвергавшаяся постоянной модернизации, эта машина с 3,0-литровым атмосферным 12-цилиндровым оппозитным двигателем стала самой успешной конструкцией в истории «Формулы-1». Машины семейства 312T одержали 27 побед в гонках, принесли Ferrari четыре Кубка конструкторов (1975-1977, 1979) и три чемпионских титула в зачете пилотов (1975, 1977, 1979). Отличную маневренность Ferrari 312T обеспечила схема с поперечным размещением коробки передач над задней осью (отсюда литера «Т» в буквенно-цифровом индексе модели, сокращение от итальянского «Trasversale», что означает поперечный). А уникальной особенностью версий Т2 и Т2В стали вынесенные перед кокпитом воздухозаборники двигателя.
4. Ferrari F2002 (2002)
Ferrari F2002
Коммендаторе был бы доволен! Эта машина вошла в историю «Формулы-1» как настоящий доминатор. В сезоне 2002 года пилоты скудерии выиграли 14 гонок из 15, а ставший чемпионом Михаэль Шумахер ни разу не опустился ниже второй ступени подиума. К финишу первенства команда из Маранелло пришла, набрав 221 очко — ровно столько, сколько все остальные соперники вместе взятые. Столь подавляющее преимущество F2002 тем более удивительно, что машина оказалась во многом революционной. Так, картер 7-ступенчатой коробки передач впервые в истории Ferrari был выполнен из титана, а переключение ступеней автоматизировано. Кроме того, использовалась новая система трекшн-контроля.
Читайте также: