Сохрани власть – объяви войну
Как закон о «реинтеграции Донбасса» поможет Порошенко блокировать выборы столько, сколько ему будет нужно
Утром 19 июня «Коммерсант» со ссылкой на источники в Раде и АП сообщил подробности законопроекта о реинтеграции Донбасса, который скоро будет внесен в украинский парламент. Так, с одной стороны документ предполагает ряд льгот для жителей непризнанных республик, и даже налаживание торговли между «отдельными районами Донбасса» и территориями, подконтрольными Киеву. А такая торговля должна предполагать послабление существующей блокады.
С другой стороны, вместо АТО якобы предполагается ввести военное положение. Не везде, а только в прифронтовых районах Донбасса. И вот здесь и начинается самое интересное.
фото © РИА Новости. Игорь Маслов
В любой масштабной инициативе украинских руководителей всегда надо было искать их личную выгоду. При этом бывали случаи, когда их личная выгода совпадала с общественными потребностями — например, инициированная Кучмой в 2002 политреформа. Но для того чтобы понять какая выгода есть для них в данной ситуации надо посмотреть, что меняет военное положение именно для власти.
Так, в Конституции (ст. 157) ясно записано, что она «не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения». Значит, это положение закрывает вопрос Конституционной реформы, о которой говорится в Минских соглашениях.
Но это еще не все. Согласно общепринятой точке зрения Конституция запрещает и выборы во время военного положения. А вот это не до конца верно. В разделе, посвященном выборам и референдумам такого запрета нет. Но вот в разделе, посвященном полномочиям Рады, а именно в статье 83, говорится следующее:
«В случае объявления указа Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях Верховная Рада Украины собирается на заседание в двухдневный срок без созыва.
В случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения».
То есть, ясно видно, что избирать парламент во время военного положения нельзя. При этом Конституция не уточняет, идет ли речь только о ВП во всей стране или ВП в отдельных местностях тоже. А ведь из предыдущего пункта видно, что Конституция различает эти две разновидности военного положения. Но, по логике, если военное положение будет объявлено и в части Донбасса, то выборы нельзя проводить по всей Украине. Впрочем, это моя логика, а здесь главное, что скажут официальные толкователи конституции.
© Фото: http://tOrange.biz
Но вот относительно президента Конституция не делает таких оговорок как для Рады. В ней прямо не прописано, что его полномочия могут продлиться из-за ВП, но не сказано и о возможности проводить выборы в таких условиях.
Эта неясность снимается на уровне закона «О правовом режиме военного положения», который в статье 19 гласит:
«1. В условиях военного положения запрещаются:
изменение Конституции Украины;
изменение Конституции Автономной Республики Крым;
проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления;
проведение всеукраинских и местных референдумов;
проведение забастовок, массовых собраний и акций.
2. Верховная Рада Украины не позднее чем в девяностодневный срок со дня прекращения или отмены военного положения, если очередные или внеочередные выборы в соответствующие органы должны быть проведены в период, на который было введено военное положение, принимает решение о назначении выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных выборов».
При этом почему-то не говорится, а как же быть с назначением президентских выборов. А ведь они тоже назначаются постановлением Рады.
Впрочем, этот нюанс не слишком важен. Куда важнее, как поведет себя власть относительно выборов, если задуманная ей реинтеграция Донбасса пройдет через Раду и будет предполагать военное положение в части региона.
Думаю, она не станет говорить, что выборы не должны проводиться, напротив намеченные выборы на местном уровне, вероятно, поначалу отменяться не будут. Власть лишь признает, что есть правовая коллизия, которую нужно разрешить.
Разрешает такие коллизии на Украине Конституционный суд. Убежден, что он решит: выборы и президента и Рады в условиях ВП в части Донбасса будут неконституционными. При этом КС может чуть подсластить пилюлю, и показать себя защитником прав и свобод, постановив, скажем, что «массовые собрания и акции» в районах, не охваченных военных положением, проводить можно.
Следовательно, и президент, и Рада продлят свои полномочия на неопределенный срок и будут как бы ни при чем. Так же как формально был ни при чем и Янукович, когда осенью 2010 года КС восстановил конституцию в редакции 1996-го.