Три реформы Гройсмана и львовский мусор
Перефразирую классика: «Настало лето. И в Cтране Дураков закипела работа». Сразу три реформы падают на наши несчастные головы в ближайшие недели: земельная, пенсионная и медицинская. Кто не убежит из страны до отмены безвиза, тому мои соболезнования. Последний день работы парламента перед летними каникулами 21 июля. До этой даты законодательный орган должен напортачить как можно больше с подачи Кабмина и Гройсмана…
Если хочешь быть здоров…
Начну с медицинской реформы, о которой коллеги уже написали. Во вторник, во время заседания Согласительного совета парламента, председатель Верховной Рады Андрей Парубий, недавно порадовавший своей расстегнутой (в очередной раз) ширинкой друзей из Грузии, сказал, что парламент может рассмотреть законопроекты о медицинской реформе в первом чтении на этой неделе.
Он напомнил, что рабочая группа с участием народных депутатов и и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун уже наработала два законопроекта о медицинской реформе. А в конце прошлой недели, в пятницу, в Киеве прошел Национальный совет реформ, на котором сам президент Петр Порошенко призвал скорее принять реформу здравоохранения.
Перед этим в Мариинском парке прошли так называемые «руханки»: молодые люди в зеленых майках с надписью «Активуй реформу» прыгали и бегали в поддержку и.о. министра здравоохранения. Вся эта массовка с 11 июня, скорее всего, попробует переместиться бегать в Европу, пользуясь безвизовым режимом. А мы, граждане постраше, обремененные семейными, производственными и прочими обязательствами, останемся вкушать плоды реформ тут, на Родине.
Посему буду краток. От всех, кто еще не купил билет на выезд и не спланировал бегство из страны, низкий вам поклон, панове. Наконец мы дождемся официальной отмены бесплатной медицинской помощи. Обещанной нам, между прочим, в 49 статье Конституции. Кстати, что по этому поводу думает Конституционный суд и возглавивший его по возрасту судья Виктор Кривенко? Или ничего не думает?
Подозреваю, что им ближе пенсионная реформа и вопрос отмены или сохранения эксклюзивной пенсии судей, которая кокетливо называется “пожизненным содержанием” и позволяет отдельным служителям закона получать по 30-40-50 и даже якобы 100 тыс. грн. Поэтому в контексте остальных реформ суды у нас, скорее всего, будут молчать.
Но это я так, к слову. О пенсионной реформе мы поговорим дальше, а пока все-таки о медицинской. Ибо до пенсии надо как-то дожить. А это не у всех получится, благодаря усилиям Ульяны Супрун.
Как пишут СМИ, “если реформу в нынешнем виде утвердят, то бесплатным останется только так называемый гарантированный пакет медицинских услуг”. Это – консультации врачей общего профиля, формально ничем не отличающихся от нынешних терапевтов. Они, получив лицензию, станут специалистами семейных амбулаторий, первичного звена реформы. Вся остальная помощь, если верить тому, что пишут, станет платной.
Другими словами, украинцам оставляют то, чем они и так раньше пользовались для получения больничных или не пользовались вообще (если на работе больничные не требуют). Если у меня насморк, грипп, горло болит, температура 37,5, то я и сам знаю, что принять и как отлежаться.
Но если у человека какое-то экзотическое недомогание, подозрение на рак, катаракту, лишай, прободную язву, пиелонефрит и любые заболевания, с которыми без квалифицированного доктора не справиться, будь добр, плати. Или 120 гривен за срочный прием специалиста через официальную кассу поликлиники. Или, не извещая государство, “на карман” доктору.
Роды будут платными. Если они плановые. А если экстренные (в поезде, на улице, дома) – тогда можно будет якобы не платить. Но все равно есть риск, что потом задним числом роженице выставят счет. Супрун мотивирует все это тем, что ее мужу вырезали аппендицит за деньги, а средняя «такса» на роды по Киеву на сегодня составляет 800-1000 долларов (кесарево обычно дороже) врачу в конверте.
Да, это серьезный аргумент. Видно, что тетю тяжело “торкнуло” после истории с аппендицитом ее супруга и еще больше, когда она сравнила цены на роды тут и в США. Но, видимо, никто ей не подсказал сравнить еще и зарплаты, а также страховые рынки. У нас-то страховой рынок (за исключением автострахования) – это во многом фикция. Поэтому, когда Супрун что-то бормочет насчет всеобщей медицинской страховки с 2019 года, имея на календаре лето 2017-го, я четко понимаю: ничего не будет. Кроме официального стяжательства в медучреждениях. И если раньше удавалось как-то договариваться с врачами и не платить “по полной”, то теперь открутиться не удастся.
Есть ли жизнь после пенсии?
Все, кто переживут медицинскую реформу, имеют шанс стать объектами социального эксперимента и ответить на вопрос: “Есть ли жизнь после пенсионной реформы?”. Как говорил герой известного советского фильма, “вопрос, конечно, интересный”.
Из сообщений СМИ мы знаем, что пенсионную реформу Кабмина одобрили МВФ и Мировой банк (так ли это, еще надо узнать). Но больше не ясно ничего. Ибо, как признал вице-премьер-министр по социальной политике Павел Розенко, Минсоцполитики засекретило работу над пенсионной реформой.
И тут я полностью согласен с паном Розенко: подготовка пенсионной реформы в условиях таинственности является не лучшим выбором. Да, не лучшим. Расскажите, что нас ждет. Хотя бы профильному вице-премьер-министру. Хоть кто-то должен быть в курсе тех прогрессивных новаций, которые свалятся на наши головы!
Пока известно, что 17 мая Кабмин одобрил проект пенсионной реформы, предложенный премьер-министром Владимиром Гройсманом. Документ, который никто не видел, но все охотно комментируют, направлен для рассмотрения в Национальный совет реформ, а после – в Верховную Раду Украины для голосования.
Любопытно, что 13 мая Гройсман заявил, что уйдет в отставку, если не проведет пенсионную реформу. И это многих вдохновляет, чтобы завалить реформу к чертям собачьим. Тем более что пенсионная реформа – такой же сплав романтизма и бреда, как медицинская реформа.
Пишут, что в пакете пенсионных реформ несколько законопроектов. Один из них – №4608 – вводит в Украине накопительный принцип пенсионного страхования. Но из этого ничего не выйдет, потому что, во-первых, страна склонна к инфляции и персональные накопления будут обесцениваться; во-вторых, чтобы накопить персональный довесок к пенсии при отчислении нескольких процентов от зарплаты в месяц, понадобятся многие десятилетия.
При этом, чтобы не испортить “карму популизма”, правительство на всех углах твердит о НЕПОВЫШЕНИИ пенсионного возраста. Взамен предлагается установить зависимость размера пенсии от суммы уплаченных страховых взносов и длительности участия в страховой системе. При этом есть коэффициент, уменьшение которого правительство решило скрыть от народа.
Если верить сайту «Страна», то выходит такая картина. Человек, проработавший 10 лет, имеет право на 13,5% от своего заработка. Если стаж 20 лет, то пенсия составит 27% от заработка, и так далее.
То есть украинец, чья зарплата в два раза выше средней по стране (около 12 тыс. грн.), при трудовом стаже 20 лет может рассчитывать на пенсию в 3240 грн. Но, если коэффициент снизят, этот же украинец получит пенсию размером всего 2400 грн.
Извиняюсь, конечно, но у меня вопрос: много ли в вашем окружении людей с официальной зарплатой в 12 тыс. грн.? Другими словами, тех счастливчиков, которым в далеком будущем светит пенсия в 3240 грн.? Или хотя бы в 2400 грн.? А что будет с теми, чья зарплата ниже 6 тыс. грн.? Это означает, что они стартуют от “полторушки” гривен и потом в ходе работы на благо родины почти до гробовой доски добирают недостающие 1,5-2 тыс. грн.?
Да и все эти разговоры на тему стажа в 20-25 лет, который позволяет выйти на заслуженный отдых, слишком отдают популизмом. Больше верю в то, что на минимальную копеечную пенсию смогут рассчитывать лишь 60-летние со страховым (подчеркиваю – официальным страховым, – автор) стажем минимум в 35 лет. А кто потрудился без трудовой книжки, того не считаем.
Земля: “Гройсман-200 га”
Подлечились, трудовую книжку оформили в расчете на грядущую пенсию – пошли на огород. Уже на текущей неделе Кабинет министров должен согласовать проект земельной реформы. Об этом сообщают “анонимные источники “Зеркала недели” из Министерства аграрной политики и продовольствия Украины”.
Эти же источники утверждают, что законопроект, из-за которого якобы сбежал министр АПК Тарас Кутовой, будет-таки подан в Верховную Раду. И очень странная идея Владимира Гройсмана – продавать землю по 200 га в одни руки физлицам, при минимальной цене продажи на уровне нормативной оценки –реализуется на практике.
Кто еще помнит ранние 90-е, ваучерную приватизацию, трасты, мошенников и т.д., имеет шанс пережить дежавю. Прикольно, что первыми на продажу якобы выставят казенные участки (государственные и муниципальные), площадь которых составляет 10,5 млн. га. И только потом, изрядно общипав латифундистов с большим земельным банком, примутся за так называемые арендные земли.
Для великой кукурузной державы, которой мы себя считаем, это будет настоящее самоубийство. Сами подумайте: аграрный рынок устоялся, есть гиганты, которые обрабатывают сотни тысяч га земли, все это выведено в единую технологическую цепочку, с выходом на внешние рынки и оптовые контракты. И тут – “херак” – земельная реформа. По 200 га в руки. Начинается кромешный хаос. Как в этих условиях нашей путеводной звезде – АПК – не сойти с ума и заработать максимальные суммы валюты на экспорте, я не знаю. Но подпиливание основного сука, на котором сидит Украина – кто не понял, дестабилизацию агросектора – объявляю открытой.
Львовский мусор – наше все!
Копилка реформ была бы неполной, если не добавить туда самую важную для нашей евроинтеграции – мусорную реформу. Фронтменом этой реформы должен стать Львов, утопающий в завалах мусора.
Напомню, что Львов уже задолбал всех незаконным вывозом мусора в другие регионы. И теперь надо это либо узаконить, либо построить для несчастных современный мусороперерабатывающий завод.
Не так давно стало известно, что утверждены результаты конкурса, и во Львовской области собираются возвести целых четыре комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов.
Победителями стали сразу три отечественные компании. Предложения инвесторов сводятся к реализации технологии, которая предусматривает термическую переработку отходов и производство из них топлива. Еще один завод – четвертый – Львовский горсовет планирует построить возле ТЭЦ-2, которая находится на окраине областного центра.
Но, знаете, почему-то мне не верится в лучшее. В том числе и в истории со львовским мусором. Тут я неизлечимый пессимист. И чувствую, что история пойдет в другом направлении, и будет все-таки принят акт (законодательный и нормативный), который установит солидарную ответственность за мусор. Тогда всякого рода блокирование грузовиков с львовским мусором в других регионах Украины станет незаконным.
Блокировать в нашей стране можно только перевозки из России и ОРДЛО. Ну, еще немного – телефоны из Китая, пока не закончится процесс “выдавливания компенсации” из профильных экспедиторских компаний. А львовский мусор можно будет “засевать” по всей стране. Потому что без этого ни одна реформа не имеет перспективы.
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции