США, Израиль, Турция: кто наживётся на поставках средств связи ВСУ
После разрыва военно-технического сотрудничества с Россией, инициированного секретарём СНБО Парубием и «спизидентом» Турчиновым немедленно после февральского 2014 года государственного переворота, Украина начала искать себе новых партнёров в производстве продукции военного назначения. И если ВТС с Российской Федерацией строилось на производственной кооперации и взаимном обмене технологиями, то после этого оно стало развиваться по двум направлениям: либо продажа готовой техники и технологий странам третьего мира, либо закупка техники за рубежом. Ни о какой передаче современных технологий со стороны западных «партнёров» и совместном производстве продукции речи не идёт.
* * *
Пока министр обороны Украины Степан Полторак совершал визит в Германию и Литву, украинские СМИ радовались оценкам командующего Сухопутными войсками ВС США в Европе «реального, настоящего боевого опыта против вражеских танков» украинских танкистов в зоне т.н. АТО, а Министерство обороны Украины отчитывалось о том, что киевский режим выплатил украинским военнослужащим 1,3 млн. грн. за «уничтоженную боевую технику противника» и 148,6 млн. грн. за «непосредственное участие в боевых действиях», некоторые «эксперты» критиковали режим за то, что в войсках пользуются непонятно какими средствами связи.
В одном номере «Зеркала недели» были размещены две статьи о проблемах ВТС Украины в области оснащения украинской армии средствами радиосвязи и другой высокотехнологичной электронной продукции.
Эта сфера особенная, поскольку электронная промышленность Украины пошла под нож одной из первых, едва в 1991 году на голову стране свалилась независимость. Но некоторое время жизнь на оборонных предприятиях, выпускающих продукцию, обеспечивающую войска электроникой, ещё теплилась. И Украина даже сумела своими силами в 2010 году модернизировать комплекс радиоэлектронной разведки «Кольчуга», которого очень опасались страны НАТО. Настолько, что им пришлось сочинить историю о поставках этого комплекса Ираку, чтобы закрыть Украине возможность продавать его за рубеж.
Но разгром оборонно-промышленного комплекса новой властью и утрата контроля над Донецкой и Луганской областями оставили страну не только без «Кольчуг», но и ряда других образцов радиоэлектронной борьбы и средств спецвязи, выпускаемых на донецком заводе «Топаз». На неподконтрольной Киеву территории осталось и макеевское предприятие «Гранит», тесно сотрудничающее с российским производителем зенитно-ракетных комплексов «Алмаз-Антей».
В результате всего этого Украина вынуждена закупать за рубежом не только сложнейшую электронную продукцию, обеспечивающую её безопасность, но и рации, обеспечивающие связь между подразделениями, и даже персональные радиостанции.
* * *
По информации филолога Валентина Бадрака, не только считающегося на Украине экспертом по вооружениям, но и возглавляющего Центр исследования армии, конверсии и разоружения, сегодня украинские военные испытывают острую потребность в современных средствах связи. При этом боевые части ВСУ оснащены гражданскими цифровыми радиостанциями УКВ диапазона «Моторола» примерно на 70%, а прочие подразделения – на 30%. Остальной парк ультракоротковолновых радиостанций в украинских войсках составляют преимущественно старые аналоговые рации, доставшиеся им ещё от СССР.
Как аналоговая аппаратура, так и «Моторолы» обладают достаточно низкой устойчивостью к средствам радиоэлектронной борьбы. А аналоговые радиостанции вообще не защищены от прослушивания. Впрочем, и защищённость каналов связи «Моторол» не соответствует современным требованиям.
Украинские генералы о проблеме знают, и подразделения Сил специальных операций, официальные задачи которых открыто декларируют действия, подпадающие под понятия «государственный терроризм», уже получают средства связи, соответствующие стандартам НАТО, поставляемые США в рамках военной помощи.
Но… не всё так просто. Для переоснащения ВСУ современными средствами связи требуется не менее 100 тысяч радиостанций различного типа. На переоснащение только одной бригады требуется потратить около 1 миллиарда гривен, а средства, выделенные на войска связи в 2016 году, составили 600 миллионов гривен.
Второй «военный эксперт», юрист Юрий Бутусов, возглавляющий пропагандистский портал «Цензор.нет», сетует на крайне низкую скорость восстановления производства радаров контрбатарейной борьбы в Запорожье. Украина сегодня получает от США три вида подобных радаров различной дальности, позволяющих определить точные координаты батареи противника, ведущей миномётный или артиллерийский огонь. Однако ярый сторонник военного решения «проблемы Донбасса» Бутусов сожалеет, что эта сложная электронная техника не может быть задействована на полную мощность. Поставляя радары, американцы преследовали цель доказать то, что с российской территории ведутся обстрелы украинских войск. Но вовсе не собирались помогать карателям корректировать их огонь по жилым кварталам населённых пунктов Донбасса, поэтому в поставляемой технике отключили функцию, позволяющую заниматься корректировкой огня.
Ещё одна неприятность в военно-техническом сотрудничестве с американцами, подчёркнутая пропагандистом войны, — это поставки ими устаревших разведывательных беспилотников, управляемых по незащищённому аналоговому каналу. Притом что сами США с 2009 года используют связь с ними исключительно «в цифре». То есть действуют по принципу «возьми, убоже, что нам не гоже». В том числе и в поставках бронированной автотехники. Так, разрекламированная поставка украинской армии весьма подержанных бронеавтомобилей «Хамви» обернулась пшиком из-за того, что многие из них быстро вышли из строя, а дорогущие запчасти теперь приходится закупать на средства волонтёров.
Упоминает Бутусов и «дарёного коня» в виде УКВ-радиостанции «Хэррис», которые нахваливал Бадрак, говоря о том, что именно ими снабжаются террористы из украинских ССО и десантники. Но он отмечает их высокую стоимость (около 20 тыс. долларов) и малую дальность связи в полевых условиях. По его мнению, именно эти недостатки толкают военных на приобретение гражданских «Моторол».
* * *
Впрочем, в вопросах снабжения войск системами связи ключевым является не только ценовой аргумент. Как открыто объявляет Бадрак, выбор поставщиков радиостанций для украинской армии серьёзно зависит от большой политики.
Так, в апреле 2015 года президенты Украины и Франции договорились о том, что поставками этого вида электронной техники в ВСУ займётся французская компания Thales. Однако буквально через два месяца по настоянию американцев поставщик сменился на компанию из США «Хэррис». Причём поставлены будут уже устаревшие, снятые с производства модели «Фалькон».
Одновременно с этим украинские связисты вели переговоры с израильской компанией Elbit Systems и турецкой Aselsan. Причём по совокупности характеристик радиостанций и условиям контракта преимущества отдавались туркам, а французскую продукцию вообще сбросили со счетов. Но «под давлением» израильской стороны министр обороны Степан Полторак и секретарь СНБО Александр Турчинов приняли решение провести повторные испытания аппаратуры, предлагаемой компанией из Тель-Авива.
Сложно сказать, какого характера было это давление, но, по словам Бадрака, украинское военное ведомство таки провело пробную закупку на сумму 7 миллионов долларов. Полученная техника теперь в войска так и не поступила, поскольку «оказалась некомплектной».
Но и выбор в качестве поставщика военных радиостанций турецкой компании, которую так нахваливает Бадрак, кажется, не окончательный, поскольку ни Турчинов, ни Поторак так и не ответили на вопрос, будет ли заключён контракт с турками во время июньского визита в Киев Эрдогана. И хотя срыв указанных контрактов окончательно подорвёт имидж Украины как партнёра по военно-техническому сотрудничеству, такой вариант вовсе не исключён, а украинские военные продолжат заниматься «самодеятельными» закупками гражданских радиостанций «Моторола». «Люди, близкие к «связному» проекту говорят: за каждой иностранной компанией маячит лицо отечественного «заводящего». Источники не исключают, что идея смены иностранного партнёра является попросту отголоском спора двух весьма известных лиц из сферы национальной безопасности», — пишет Бадрак. Да и вообще, как он утверждает, ходят слухи, будто 3,1 миллиарда гривен, выделенных на закупку радиостанций, будут переписаны на проекты в совсем других сферах, а исполнителями их будут компании, подконтрольные Порошенко.
* * *
Что Бадрак, что Бутусов в своих статьях упоминают низкий профессионализм украинских генералов. Да только что-то подсказывает, что дело вовсе не в непрофессионализме и не в кознях «российского агрессора», у которого «всё схвачено» в Европе, Америке и Израиле. Трудно, знаете ли, искать чёрную кошку в тёмной комнате, когда известно, что её отсутствие там является основой для получения кое-кем личной выгоды.
Источник