Почему Крым никогда и никем не будет признан российским
Крым никто и никогда в мире не признает Российским. Вовсе не потому, что этого не хотят наши геополитические враги. Есть более важные причины — ведь Крым российским не признают и Китай, и Белоруссия — ближе союзников у нас нет. Почему?
Не только потому, что боятся испортить отношения с Западом. Они их охотно портят по более серьёзным вопросам. Проблема в том, что вообще международные отношения в мире строятся на понятии «международного права». Можно сколько угодно говорить, что это миф, что в мире есть право сильного, всё это так, но так будут говорить только те, кто не знаком с практической дипломатией и не знает, что такое международное право и как оно действует. Как любое другое, международное право действительно всегда нарушается сильными игроками, контролирующими мировую политику, но и они не могут делать это бесконечно и безгранично. Они вынуждены изобретать какие-то правдоподобные аргументы для легитимизации своих действий и потом через пропаганду навязывать своё мнение и замалчивать мнение оппонентов.
Но как таковое международное право существует и не может быть отвергнуто без риска попасть в международную изоляцию. Это факт реальной политики. Право — это забор, а в каждом заборе есть дырки.
Но сам забор есть. Сказать, что его вообще нет, не может никто в мире. Не случайно Путин так сверхвнимателен именно к правовому обеспечению всех своих международных акций. Беспредел опасен везде, не только в мире уголовном.
Ибо тогда международные отношения вступят в полный хаос. Этого уже не нужно никому.
Согласно международному праву, референдум в Крыму проходил на фоне присутствия там введённых перед этим российских вооружённых сил. И не важно, кого и от кого они там охраняли. Можно через пропаганду сказать, что они там исключительно кошек гладили и с девушками фотографировались, но политики понимают: был взят под силовой контроль политический механизм Крыма и выдернут, как табуретка из-под задницы, из-под Киевской хунты. Ибо не будь в Крыму российских войск, совершенно неясно, каким бы контролируемые Киевом власти нарисовали референдум. Даже при большинстве крымчан за Россию результат нарисовали бы за Украину. Именно потому и буксуют Минские соглашения 2, что там каждая сторона перед выборами требует силового контроля власти.
То есть для политиков в мире ясно, что выборы под «охраной» армии другой силы — при всём восторге местного населения — как объективная реальность уже не несут в себе нейтрального результата. Их можно рисовать в ту сторону, которую захочет занять сила, контролирующая подготовку и проведение выборов, то есть те, кто контролирует реальную власть.
Такая позиция заставляет политиков мира признавать формально существующее международное право, как бы оно ни было в реальности условным. И согласно этому праву если признать Крым российским, то создаётся прецедент, когда можно захватить территорию армией, потом провести там выборы и легализовать захват. Или выдать это за захват там, где на самом деле есть освобождение от оккупации, поддерживаемое большинством населения, как это реально было в Крыму.
Но право есть форма, а не суть. Форма же требует признавать то, что было в Крыму, аннексией. И никакие ссылки на крымский референдум не признают в мире никто — даже наши союзники. Ибо в таком случае Белоруссия ставится под удар быть следующей территорией, где сначала появятся вежливые спецназовцы любой другой страны — не обязательно России, можно и Польши.
Они захватят местные органы власти, отсеют враждебных депутатов и организуют референдум, сами подсчитав голоса, и окажется, что в Белоруссии две трети населения горят желанием стать частью Великой Польши.
И все в мире должны будут признать это событие легитимным. В Китае так могут поступить уйгуры, где перед этим окажутся вежливые силы ООН или ОБСЕ с оружием. Да и НАТО может при нужде это сделать — под вывеской защиты демократии, как они это обычно делают и как сами сделали в Косово. Ведь прецедент на самом деле был вовсе не в Крыму, а в Косово. Так что с Крымом Россия просто использовала косовский прецедент. Тоже элемент международного права, который просто стороны толкуют по-разному. Толкование же само по себе говорит, что есть некий стандарт — право, где зафиксированы нормы.
США, создав в Косово прецедент, шли на соблазн и думали, что их сил хватит не допустить повторения этого прецедента в пользу их противников. Но это им не удалось. Россия повторила это с Грузией, а потом с Крымом. Война идёт в правовой сфере: трактовки против трактовок. Но это значит, что все действуют в сфере права, которое стремятся подогнуть под свои интересы.
Именно признание Крыма узаконит прецеденты (коих было уже как минимум 4: Косово, Абхазия, Южная Осетия и Крым, теперь вот на грани отделения Донбасс), а это значит, что в мировых отношениях ЛЕГАЛЬНО наступит право сильного хватать всё, что понравится и не бояться международного сдерживания. Это приведёт к тому, что война больших и малых государств за территории потеряет сдерживающие механизмы — как бы призрачны они ни были.
Именно потому мировая политика с Крымом попала в тупик. Де-факто все понимают и признают, что Крым российский: и крымчане этого действительно хотят, то есть крымский референдум НАСТОЯЩИЙ, РЕАЛЬНО ОТРАЖАЮЩИЙ МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, и Россия не отдаст Крым больше никому, ибо это ИСКОННО РОССИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ, но де-юре признать это — значит открыть такой ящик пандорры. когда хаос в ядерном мире выйдет из-под контроля. Это поставит под сомнение возникшее после СССР украинское государство — кому бы ни было выгодно его существование.
Вообще вся мировая система после СССР ставится под вопрос легальности. Это тупик и самый страшный хаос. Факт возникновения государства Украина налицо, потому всякое силовое изменение границ есть по форме прецедент аннексии и признание её есть легализация любой силовой агрессии любого государства против другого государства. Нормы права видят это именно так. Это признаёт даже Россия, призывающая признать референдум в Крыму. Но такое признание создаст прецедент всеобщего согласия с ВНЕПРАВОВЫМИ действиями. Это значит, что альтернативную систему права может создавать не только США, но ЛЮБОЕ СПОСОБНОЕ НА ЭТО ГОСУДАРСТВО.
Мировая война после этого станет неизбежной. Этого не хотят никто. И прежде всего Европа, понимающая, что российские танки могут реально за два дня оказаться в Германии и провести там такой референдум, когда вся ФРГ заявит о нестерпимом желании стать ГДР и восстановить Варшавский Договор. Кстати, по мере продвижения русских танковых армий и Польша вдруг почувствует нестерпимый прилив любви к России и с удовольствием вернёт Варшавский договор. Всё это в мире уже было не раз и свободы права сильного не хочет никто — даже вассалы США не хотят углублять возможности США диктовать Европе свою волю.
Понятно, что право создают сильнейшие и навязывают его всем слабым. Мир живёт двойными стандартами. Никто не хочет усиления соседей. Право все стремятся подогнуть под себя. Сейчас не анализируется, хорошо это право или плохо. Главное то, что его полное отсутствие ещё хуже. И потому юридическое признание всякой перекройки существующих границ будет очень болезненно воспринято другими странами. Их интересы не позволят признать реальность того, что произошло силой. А любое изменение границ можно назвать силовым мероприятием, даже аннексию ФРГ ГДР. Это тоже аннексия, только сильная сторона не подавала это как аннексию. И США формировалось путём аннексии.
Для признания аннексии другими странами нужно радикальное изменение расклада сил в мире. Так, победа США в их войне с Англией позволила миру признать границы США. Победа СССР во Второй мировой войне привела к признанию его границ, хотя Запад так и не признавал легитимности аннексии Прибалтики. Хотя Запад ещё не весь мир — все остальные признавали. После развала СССР Запад аннексировал всю Восточную Европу и бывшие советские республики. Его господство позволило легализировать эту аннексию. Формальные нормы международного права дают Западу возможность присоединение Крыма назвать аннексией и не признавать этого события. Прочие страны тоже очень настороженно это воспринимают. Прежде всего потому, что интересы каждой страны состоят в том, чтобы не запускать механизмы отторжения своих территорий, когда это будет признано всеми другими немедленно. Это лишь подтолкнёт мир к силовым захватам.
После новой войны возникает новый передел мира и его границы временно фиксируются в праве. И охраняются правом — до нового передела мира. Новой войны — после Холодной, проигранной СССР — пока не было. То, что идёт сейчас, можно назвать высоким градусом противостояния и конфликта интересов, но не Холодной войной. Системы, противостоящие друг другу, не имеют разной природы общественного строя и разной идеологии.
Именно потому мир сейчас занят поиском аккуратного обхода санкций России по Крыму и в то же время ни за что не признает Крым Российским — пока сама Украина не признает это. Или не исчезнет с карты мира. До этих пор даже Китай не признает Крым Российским — как бы на самом деле он ни понимал Россию и не соглашался с ней. Даже Белоруссия не признает. Белоруссия для России вообще один сплошной Крым. Как, собственно, и вся Украина тоже. И это совершенно без тени иронии сказано.
Разумеется, Россия проигнорирует непризнание и Крым не отдаст ни за что. И это абсолютно правильно. Но мы тут сейчас говорим не об этом. Мы говорим о том, что все страны опутаны нормами права, которыми стремятся защитить свои интересы, и им очень нелегко даётся всякое движение за рамки этих ограничений. Санкции — вот та плата, которую несёт Россия за выход за флажки. Крым и отмена санкций — вот для России сейчас две вещи несовместные. И не потому лишь, что это конфликт геополитических интересов России и Запада. Нет, дело глубже. Разрушать международное право не заинтересован никто. Включая саму Россию в первую очередь. Потому Россия не идёт в Донбасс и стремится говорить о легальном крымском референдуме. И вялая позиция Запада по Крыму говорит о том, что правовая трактовка присоединения Крыма Россией имеет свои законные основания.
Правда, их никто не будет признавать. До новой нашей победы в мировой войне. Александр Халдей