США перепишут сценарий "Судного дня" РФ и Китая
Национальная разведка США и STRATCOM (Стратегическое командование ВС США) оценят возможности России и Китая «пережить ядерный удар». Об этом в понедельник, 30 января, сообщило агентство Bloomberg.
По его данным, анализ проводится по требованию Конгресса США, и начался еще до вступления Дональда Трампа в должность президента. Инициативу поддержали представители обеих американских партий — Республиканской и Демократической. Конгрессмены выразили недоверие российским властям и беспокойство в связи с растущей уверенностью Китая в своей военной мощи.
При этом речь, скорее всего, идет не только о классическом обмене массовыми ударами МБР с ядерными боезарядами. Напомним: США намерены провести глубокую модернизацию своего ядерного арсенала. На эти цели, по предварительным оценкам, планируется потратить до $ 1 трлн. в течение 25−30 лет. По сути, американцы готовятся воевать принципиально новым ядерным оружием.
Американские военные хотят получить менее мощный, но более «умный» ядерный заряд, который можно программировать в зависимости от поставленной задачи и местонахождения цели. Эти задачи, в частности, призвана решить новая атомная авиабомба B61−12. Она отличается хвостовой частью с рулями и усовершенствованной системой наведения, что значительно увеличивает точность поражения. B61−12 будет иметь возможность нести боеголовку изменяемой мощности (до 50 килотонн), и поступит на вооружение предположительно в 2020 году. Пока в планах США разместить 20 бомб B61−12 в Германии на авиабазе Бюхель, но в перспективе такие бомбы могут появиться в Турции и в Италии.
B61−12 сможет полностью заменить собой нынешние модификации бомб свободного падения в арсенале США и размещаться на самолетах как стратегической, так и тактической авиации — F-15E, F-16, F-35A, Tornado, B-2, B-21. Это означает, что самолеты двойного назначения США и НАТО смогут наносить удары такими бомбами по территории России, не входя в зону поражения российских систем ПВО и ПРО.
Есть еще неприятный момент. Этот вид вооружений представляет опасность еще и потому, что нет возможности узнать, несет ли ракета, выпущенная с самолета, ядерный заряд или обычную боеголовку. Это значит, велик риск непреднамеренной эскалации. На деле, с заменой тактического ядерного оружия США в Европе на B61−12, этот арсенал приобретет статус стратегического.
Как заявил директор департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов, «постановка на вооружение B61−12 может существенно понизить порог применения ядерного оружия — вместо средства сдерживания такие вооружения потенциально становятся оружием поля боя».
Какими могут быть сценарии современной ядерной войны, и как выглядят в ней шансы России?
— Военные аналитики США в рамках исследования, заказанного Конгрессом, пытаются ответить на фундаментальный вопрос: ведет ли локальное применение ядерного оружия к неизбежному глобальному ядерному конфликту, что делает войну бессмысленной, или же существует возможность ограниченного применения ядерных средств, — считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.
— В последнем случае порог применения ядерного оружия может быть снижен, и оно становится не политическим оружием, а реальным оружием поля боя.
Второй сценарий хорошо сочетается с политикой глобального лидерства США, которая исходит из того, что у американцев имеется преимущество в военной силе. Именно поэтому американские эксперты и военные теоретики пытаются понять, можно ли обойти проблему гарантированного взаимного ядерного уничтожения. Интересует их и другое: настолько ядерные силы создают Америке преимущество, и насколько ядерные силы соперников — России и Китая — мешают США достигать поставленных целей.
В этих рассуждениях на первый план выходит проблема тактического ядерного оружия. Оно, напомню, выходит из зоны какого-либо взаимного контроля, в отличие от стратегических ядерных вооружений. США беспокоит, что РФ обладает обширным тактическим ядерным арсеналом. Этот арсенал, считают американские теоретики, может быть использован Москвой для деэскалации конфликта в Европе, инициированного самими Штатами.
По мнению аналитиков, США имеют на Европейском военном театре значительное преимущество в обычных вооруженных силах, и теоретически способны создать серьезное доминирование в обычных вооружениях. Однако даже ограниченное применение Россией тактического ядерного оружия создаст США серьезную проблему.
«СП»: — Почему?
— Потому что до конца непонятно, как будет развиваться ситуация. Как ни странно, военные эксперты считают, что именно Россия в этом случае будет диктовать условия, и что НАТО может пойти на перемирие на российских условиях.
Причем, трудности для Америки будет создавать не только российское тактическое ядерное оружие, но и российский комплекс ПРО-ПВО. В США убеждены, что возможности России по защите своего воздушного пространства существенно затрудняют гарантированный доступ в него американцев, и ставят под вопрос гарантированную доставку ядерных боезарядов к целям на российской территории.
Все это снижает эффективность применения тактических ядерных зарядов, которые имеются у США в Европе. Причем, это касается и бомб B61 прежних модификаций, и новейших B61−12. И это мешает Америке решать глобальные политические задачи, а значит — с точки зрения Вашингтона — представляет собой системную проблему.
«СП»: — Как США намерены эту проблему решать?
— Решать подобные проблемы также следует системно. Так, в сфере политики США будут держаться линии, наметившейся еще при Бараке Обаме — девальвации роли ядерного оружия. Вашингтон, надо думать, будет предлагать нам различные форматы либо отказа от ядерного оружия, либо его сокращения.
Думаю, якобы «неудачные» высказывания Трампа, что он готов свернуть экономические санкции в обмен на сокращение российского ядерного арсенала, не были случайными. На деле, само наличие стратегического паритета, который имеется у России с Америкой в ядерных вооружениях, рассматривается американцами как недопустимое преимущество. И Трамп, вслед за Обамой, попытается это преимущество нивелировать.
В этом случае Вашингтон намерен получить карт-бланш в политике сдерживания Москвы и Пекина путем развертывания американской ПРО и наращивании обычных вооружений в рамках концепции быстрого глобального удара.
Другой сферой, в которой американцы будут решать проблему российского тактического ядерного оружия и российской ПВО-ПРО, станет военно-техническая сфера. Прежде всего, речь будет идти о серьезной модернизации ядерного арсенала США, о которой заявлял и Трамп.
«СП»: — К чему это приведет?
— В конечном итоге — к коренному пересмотру ядерной стратегии США и НАТО. На мой взгляд, опора американцев на союзников, обладающих ядерным оружием — Британию и Францию — будет каким-то образом расширяться. Думаю, речь идет о том, чтобы партнеры по НАТО выделяли больше средств, и предоставляли больше территорий под размещение ядерного оружия США.
— Национальная разведка США и STRATCOM готовят так называемый регулярный ядерный обзор, — уверен академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — В нем рассматриваются самые разные вопросы: от состояния ядерных арсеналов России, Китая и США, до выживания системы управления США в случае нанесения по американской территории ответного или ответно-встречного ядерного удара со стороны России.
Иногда в этом документе формулируется новая стратегия обороны США. В последний раз так произошло в 2000 году — тогда, напомню, аналитики предложили сделать ставку не на превентивный ядерный удар, а на быстрый глобальный удар. Но сейчас, вероятнее всего, речь о крупных переменах все-таки не идет, и Конгресс поручил подготовку обзора с собственными политическими целями.
Я не исключаю: когда документ попадет в руки Дональда Трампа, он примет его во внимание, но предложит совершенно другие решения. Например, сократить ядерные арсеналы в рамках нового договора СНВ-4.
«СП»: — Насколько допустимо для нас такое сокращение?
— Для нас допустимо сокращать стратегическое ядерное оружие, не затрагивая тактического, в случае, если американцы отказываются от развертывания глобальной системы ПРО. Это главное условие. А дальше предстоит договариваться, какие конкретно компоненты стратегического ядерного оружия сокращать. Например, можно в равной пропорции сократить наземные ядерные вооружения (их у нас больше) и морские (их больше у США). Или же можно предложить всем ядерным державам обновить договор о нераспространении ядерного оружия и запрещении ядерных испытаний.
Но в любом случае, прежде чем говорить о сокращении, нужно дождаться исследования военных аналитиков США и реакции на него Дональда Трампа.