Топливная аппаратура: от первых дизелей до современных автомобилей
Дизельные двигатели были созданы в начале двадцатого века как альтернатива бензиновым. Двигатели на бензине в то время были малоэффективны: их КПД достигал лишь двенадцати процентов. Рудольф Дизель, в честь которого и был назван новый вид двигателя, смог обогнать этот показатель в два раза: эффективность первых дизелей достигала уже двадцати пяти процентов, и изобретатель продолжал над этим работать. Ему и его последователям это удалось: современная топливная аппаратура обеспечивает максимально полное сжигание топлива и активно применяется на грузовых и легковых автомобилях.
Первые дизельные двигатели были очень большими и устанавливались в основном на судах или заводах, где они заставляли работать промышленное оборудование. Когда дизели стали устанавливать на грузовики, это не добавило им популярности: водители машин по-прежнему не любили их за шум и грязь во время работы.
Поиск новых технологических решений
Главное отличие дизельного двигателя от бензинового — в принципе его работы. Смесь топлива с воздухом в нем находится под высоким давлением и воспламеняется самостоятельно. В бензиновых двигателях эту задачу выполняют свечи зажигания. Улучшить характеристики дизеля инженеры пытались разными способами: повысить давление топлива, создать систему непосредственного впрыска.
Наибольшую эффективность показала система Common Rail, которая сегодня используется практически в каждом дизельном двигателе. В ней топливо находилось под высоким давлением постоянно и сгорало более эффективно. Преимущества этой системы:
- высокая производительность;
- экономичный расход топлива;
- пониженное количество вредных выбросов в атмосферу;
- комфорт водителя при поездках.
Новые технологические решения уже после Второй мировой сделали дизели более популярными на рынке, а в 1975 году появился первый легковой автомобиль с этим типом двигателя. Разработка принадлежала компании Фольксваген и оказалась успешной. За ней последовали и дизельные легковые автомобили других брендов.
Этот тип двигателя устанавливается практически на всех грузовиках: для долгого движения по дорогам он подходит лучше, чем бензиновый. Самые известные дизельные грузовики — отечественные «КамАЗы», которые успешно принимают участие даже в ралли по пустыне. В Европе с ее жесткими требованиями к экологичности автомобилей дизельные двигатели разрешены, на них работает примерно половина всех продаваемых в европейских странах автомобилей. Разработки в этой области продолжаются, а значит, в будущем этот тип двигателей станет еще более эффективным и экологичным.