Ежедневные актуальные новости

Volkswagen не уйдет из России полностью. Что будет с заводом

Volkswagen подтвердил планы об изучении возможностей продажи завода в России. Полностью уходить бренд не будет: компания хочет сохранить долю и способ вернуться. Что будут выпускать в Калуге — в материале Autonews.ru


            Volkswagen не уйдет из России полностью. Что будет с заводом

Водителей предупредили про уплату транспортного налога: сколько платить Статьи 11 ноября 2022 10 крутых автоновинок, которые стоит ждать в России в 2023 году Москвич 24 ноября 2022 Цены, модели, начало продаж и скидки: 6 главных вопросов про «Москвич» Техосмотр 11 ноября 2022 Техосмотр подорожает с 2023 года: как изменится методика подсчета

Российский офис германской компании Volkswagen заявил о возможной продаже активов предприятия в Калуге: предприятие не работает с марта 2022 года, все сотрудники получают 2/3 от оклада.

«Мы постоянно следим за ситуацией и рассматриваем различные сценарии дальнейшего развития событий. Один из возможных вариантов — это продажа активов «Фольксваген Груп Рус» третьей стороне. Тем не менее никакого решения по этому поводу не принято», — сообщили Autonews.ru в пресс-службе предприятия.

Как рассказал Autonews.ru близкий к заводу источник, предприятие рассматривает предложения от 10-12 потенциальных инвесторов из разных стран. Ранее издание «Коммерсант» сообщало, что покупкой завода немецкого автоконцерна заинтересовались АФК «Система» и компания из Казахстана Allur, которая в том числе специализируется выпуском автомобилей, при этом у компании есть акционеры из Китая, связанных с выпуском Volkswagen в КНР. Однако, как заявил источник, желающих заключить сделку с VW гораздо больше. При этом, по его словам, Volkswagen не намерен полностью уходить из России и продавать все активы: по информации Autonews.ru, бренд хочет сохранить долю в предприятии. Более того, условия, на которых компания предлагает заключить сделку потенциальным инвесторам, предполагают возможность обратного выкупа активов.

«Volkswagen продает только долю в своем предприятии, то есть полностью от активов в России компания не откажется: бренд будет одним из собственников, — сказал источник. — В свое время в России была компания ЗАО Ford Motor Company, а потом она стала Ford Sollers — вот и с Volkswagen сделку планируют провести по такому же принципу. Сейчас на сделку претендуют около 10-12 компаний. Volkswagen уже давно пытался продать долю, но раньше было только две-четыре заинтересованных компании. Потом VW поменял условия и количество желающих возросло. Приходили потенциальные партнеры из Казахстана, Китая, Австрии, но с ними договориться не получилось», — отметил источник.

Представитель профсоюза «Единство» при заводе Volkswagen Дмитрий Толченников подтвердил, что рабочим известно о поиске покупателей, но подробностей он не знает. «На данный момент просчитываются различные сценарии продажи и соответственно возобновления производства. Какой-то конкретики на данный момент нет, слухами оперировать не буду», — сказал он.

В свою очередь источник Autonews.ru указал на сложности, с которыми придется столкнуться будущему покупателю. Так, по словам источника, за время практически годового простоя Volkswagen накопил значительные долги перед поставщиками. Кроме того, новый инвестор должен будет взять ответственность и выплаты трудовому коллективу.

«По моему мнению, все это время VW пытался найти выход, чтобы не попасть под угрозу санкций. Потому как сложности с поставками комплектующих, которыми объясняли простой, можно было бы решить. Найти локальных поставщиков в России или наладить цепочки поставок из Китая. Например, одной из причин простоя называли проблемы с «мозгами» — электронными блоками управления на автомобили. Но раньше они приходили в Калугу из Китая и вообще никаких перебоев не было. Сейчас это решение позволит снять «дамоклов меч» в виде потенциальных санкций, и с предприятием будут работать те люди и компании, которые либо уже под санкциями, либо их не боятся», — считает источник.

Как предполагает источник, Volkswagen скоро объявит о сделке, после которой на предприятии начнут выпускать автомобили другого бренда — скорее всего, из Китая. Однако скорого запуска конвейера источник не ожидает. «Вряд ли можно будет быстро наладит производство. Пока завезут комплектующие, пока все настроят, так сразу конвейер не разгонишь. Однако такая сделка все-таки позволит начать производство. И для рабочих это будет отличным решением. Не думаю, что придет какой-то сложный для производства бренд и придется долго переучиваться. «Москвич» ведь собирает китайские модели, там на переучивание много времени тратить не пришлось», — отметил источник.

Читать также:
Электроседан Exlantix E03 появится на российском рынке в 2024 году

Что ждет Volkswagen в России

Участие в сделке компании AllurGroup открывает возможность для возобновления сборки автомобилей Volkswagen в Калуге. По данным на 2020 год, основным акционером AllurGroup, которому принадлежит 51% акций, является C&J Ned Auto B.V. За этой фирмой в свою очередь стоит China National Machinery Import & Export Co., Ltd и Anhui Jiangqi Investment Co., Ltd. В китайской прессе при этом владельцем AllurGroup называют Anhui Jiangqi Group, структуры, стоящей за производством автомобилей марки JAC. В мае 2020 года было объявлено, что Volkswagen покупает 50% акций JAC, а в декабре того же года стало известно, что сделка закрыта. При этом у местных СМИ упоминалось, что Volkswagen напрямую становится владельцем 50% Anhui Jiangqi Holding.

Оставшиеся 50% остаются в государственной собственности провинции Аньхой, судя по всему, все через ту же Anhui Jiangqi Group.

Какие автомобили Volkswagen могут перезапустить в Калуге

У Volkswagen есть три партнера в Китае. Это JAC, а также FAW и SAIC. На первый взгляд именно JAC кажется наименее удобным партнером для возобновления производства в Калуге. Дело в том, что сотрудничество с JAC ведется исключительно в области электромобилей. Именно поэтому сделку 2020 года китайские власти и разрешили.

Согласно принятой в Китае промышленной политике, иностранный концерн может выпускать в КНР свои автомобили только в рамках СП, где у него будет максимум 49%. Исключения делаются только для выпуска электрических машин. Именно благодаря этому в 2020 году Volkswagen увеличил свою долю в СП с JAC с 49 до 75% и купил 50% JAC. Вышеупомянутое СП с тех пор было переименовано в Volkswagen Anhui и в ближайшее время должно начать выпуск электромобилей на новом заводе.

При этом то же СП Volkswagen-FAW под маркой Jetta выпускает в Китае машины, очень похожие на Volkswagen Polo, который производились как раз в Калуге. Однако в этом СП у Volkswagen лишь 49% акций и гораздо меньше контроля, чем в случае с JAC.

При этом источники «Коммерсанта» предполагают, что JAС как партнер и совладелец казахской AllurGroup в какой-то мере выступит посредником при поставке в Россию машинокомплектов бензиновых моделей Volkswagen, которые сам он не производит.

Рабочие ждут запуск завода

В настоящее время на предприятии в Калуге зарегистрировано около 4,2 тыс. сотрудников, включая офисный персонал и рабочих. Все они с весны 2022 года находятся в простое, официальных объявлений о запуске каких-либо программ по сокращению персонала не было. Кроме того, в феврале 2023 года сотрудники получили бонус за 2023 год — около 17 тыс. руб.

В России работал и еще один завод Volkswagen — СП с Группой ГАЗ в Нижнем Новгороде. Оно официально закрыто, сотрудникам выплатили по шесть окладов, после чего их сократили.

О том, что увольняться рабочим в Калуге нет смысла, Autonews.ru рассказали несколько сотрудников на предприятии. По их словам, нахождение в простое не мешает им подрабатывать. Тем не менее, заработок сотрудников упал. «К примеру, у сварщиков средняя зарплата была 70 тыс. руб. От нее они получали 2/3, но в январе и феврале рабочих дней по календарю было мало, денег все получат мало. Но зато заплатили годовой бонус. Это подтверждает интерес компании к российскому предприятию, ведь могли бы просто не заплатить, мы ведь год в простое», — рассказал один из сотрудников.

При этом, как предположил источник Autonews.ru, при появлении нового инвестора, могут возникнуть вопросы к большому штату офисного персонала. «Один отдел персонала — около 130 человек, Volkswagen всегда позиционировал себя как социально ответственную компанию, но что решит новый инвестор — неизвестно. Поэтому многие очень переживают за свои места и будущее, при этом зарплаты на этом уровне гораздо выше, чем у рабочих», — заключил источник.

Авторы Алина Распопова, Сергей Иванов