Ежедневные актуальные новости

«Вчера покупать выгоднее, чем завтра». Дилеры заявили о крахе автопродаж

Российские дилеры предупредили о серьезном падении продаж в октябре

Autonews.ru выяснил у дилеров, что происходит с продажами автомобилей в России после повышения утильсбора и нового пересмотра ключевой ставки ЦБ


            «Вчера покупать выгоднее, чем завтра». Дилеры заявили о крахе автопродаж

Октябрь нынешнего года преподнес автомобильному рынку целый ряд не самых приятных сюрпризов. С 1-го числа в стране повысился утильсбор, что сразу привело к пересмотру цен на машины, а в конце месяца ключевая ставка ЦБ достигла 21%, что напрямую сказалось на стоимости автокредитов.

Autonews.ru связался с представителями московских дилерских центров. На условиях анонимности они рассказали о реальном положении дел с продажами автомобилей в России после очередных изменений.

«Брать кредит стало невыгодно»

Представитель бывшего московского дилерского центра Mercedes-Benz (сейчас компания продает «всю Германию и Китай по параллельному импорту»), который представился Игорем С., в беседе с Autonews.ru подтвердил снижение продаж автомобилей. По его словам, в первую очередь это связано с ростом ставки кредитования. А он стал закономерным следствием увеличения ключевой ставки ЦБ.

«Например, если мы берем сегмент условно доступных премиальных автомобилей в рамках до 8–9 млн руб., то раньше все эти модели покупались в основном через банковские продукты. Однако с нынешней ставкой рефинансирования брать кредиты стало просто невыгодно. Итог закономерен», — объяснил продавец.

По мнению другого сотрудника крупного московского дилерского центра по имени Александр Т., тренд на снижение покупательской активности начал прослеживаться уже в середине сентября и дальше шел уже по нарастающей. Он также считает, что основной причиной тут стал рост ключевой ставки (13 сентября ее подняли с 18 до 19%, а 26 октября — до 21%).

«Ставка растет уже третий раз за квартал. Смотрите, я сейчас нахожусь в отделе корпоративных продаж, у нас есть практически все китайские бренды — Haval, Chery, Geely и так далее. Практически все машины покупаются в лизинг на юрлиц. В результате роста ставки в космической прогрессии расчеты по лизингу стали просто сумасшедшими. Клиенты уже не знают, что делать и чего дальше ждать. Поэтому этот стоп и произошел», — пожаловался он.

«Выгребли все стоки в Германии»

Что касается дорогих автомобилей ценой более 20 млн руб., то тут сложилась другая проблема. Эти модели оказались у дилеров в дефиците. Как объяснил Игорь С. из дилерского центра Mercedes-Benz, причина нехватки эксклюзивных иномарок у дилеров — сокращение производства таких автомобилей на заводах в Германии.

«Этот сегмент, наоборот, не страдает без внимания клиентов. Повышенные цены тут абсолютно не пугают. Однако дорогих машин в хороших комплектациях просто нет в наличии. На данный момент фактически все уже выгребли из дилерских стоков в Германии», — подчеркнул продавец.

Также на нехватку дорогих иномарок пожаловался один из менеджеров столичной компании, которая занимается поставками по параллельному импорту машин преимущественно из Европы. По его словам, в сложившейся ситуации наиболее правильным решением будет переход на работу исключительно под заказ.

«Что касается более доступных моделей премиальных брендов, то их возить в связи со всеми изменениями в законодательстве становится невыгодно. Сейчас у нас остаются модели из старых партий, что будет дальше, прогнозировать пока не могу», — рассказал он.

«Ситуация — полный штиль»

Также на серьезное падение продаж пожаловался один из старших менеджеров дилерского центра Chery в Санкт-Петербурге по имени Олег Г. Он связал этот тренд с повышенным спросом в конце лета — начале осени. Эту информацию подтверждает статистика «Автостата». По данным аналитиков, в сентябре продажи новых автомобилей в России выросли на внушительные 36,7% и составили 150 879 штук.

«Все, кто хотел купить машину, сделали это до 1 октября. Кому не хватало денег, воспользовались автокредитованием. Сейчас в автосалоне полный штиль. Сильного оптимизма это не внушает на фоне еще и грядущих новогодних праздников, когда покупательская активность снижается радикально», — объяснил продавец.

Читать также:
«Машин осталось мало». Дилеры пожаловались на нехватку автомобилей Lada

По словам Игоря С., всплеск покупательской активности действительно был. Он пришелся на середину сентября на фоне активно распространившейся информации о повышении цен с 1 октября.

«Длился он не больше двух недель», — заметил представитель ДЦ.

«Все хотят побольше заработать»

Еще одна важная причина снижения продаж — октябрьский рост цен на новые автомобили. Причем это подорожание коснулось как «официальных» моделей, так и завезенных по параллельному импорту. Причина — увеличение утильсбора в России с 1 октября.

По словам Игоря С., в результате цены на машины пошли вверх сразу же после этой даты. Он объяснил, что стоимость моделей увеличилась соразмерно ставке утиля.

«Следует признать, что после 1 октября все сразу бросились переписывать прайс-листы на автомобили, причем даже из старых партий. Все захотели не упустить возможность заработать больше», — подчеркнул сотрудник дилерского центра.

Представитель дилерского центра Chery в Санкт-Петербурге Олег Г. подтвердил увеличение цен на автомобили китайской марки в октябре. При этом эту корректировку продавец назвал незначительной.

«Большинство покупателей каких-то изменений даже не заметит. Более того, у нас остаются автомобили из старых партий по более низким ценам», — заверил он.

Александр Т., который сейчас занимается корпоративными продажами, также отметил факт резкого роста цен на автомобили после 1 октября на фоне изменения ставки утильсбора. По его словам, стоимость китайских машин увеличилась на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

«Исключением тут, кстати, стал Haval, который держит цены уже больше года. Корректировка тут касалась только обновленных моделей, которые после рестайлинга прибавляли в стоимости», — отметил он.

«Новые цены быстро проглотят, а скидок можно не ждать»

По мнению Игоря С., каких-то серьезных скидок сейчас ждать от продавцов не стоит. Он подчеркнул, что никто в ущерб себе торговать не будет. «Никаких серьезных демпингов на фоне снижения продаж сейчас ждать не стоит. Продавцы закупают машины за свои или заемные средства, и экономика должна работать», — заметил продавец.

При этом он отметил, что у многих крупных дилеров, торгующих «официальными» автомобилями, наблюдается затоваривание складов. Однако, по его словам, во всяком случае до конца этого месяца никаких приятных бонусов потенциальным покупателям ждать не стоит.

Александр Т., в свою очередь, подчеркнул, что «машин сейчас у них хватает». При этом ситуацию с падением спроса на автомобили продавец назвал временной и выразил уверенность, что ситуация после октября будет постепенно нормализовываться.

«Разумеется, покупатели со временем «проглотят» нынешние цены. Деваться некуда, дешевле уже не будет», — считает продавец.

«Вчера покупать выгоднее, чем завтра»

Игорь С. также считает, что ждать каких-то положительных тенденций в вопросе ценообразования на автомобили не приходится. Он напомнил, что ставка утильсбора снова вырастет с 1 января.

«Например, ставка на гибридные и электрические модели со следующего года увеличится на 667 тыс. руб. Причем ранее эти машины были самыми дешевыми по ввозным пошлинам. Поэтому я бы рекомендовал потенциальным клиентам именно сейчас озаботиться покупкой таких автомобилей, как Lixiang, Zeekr и других в этой категории. К сожалению, на ближайшее будущее положительного прогноза нет. В любом случае вчера выгоднее покупать, чем завтра, — это должен понять каждый», — резюмировал он.

Александр Т., в свою очередь, призвал потенциальных клиентов не рассчитывать на традиционные скидки, которые вводят компании к концу года.

«Все думают, что к концу года дилеры начнут отдавать автомобили с огромными скидками. Однако берите в расчет то, что цены на машины сейчас растут фактически каждый день. Чего-то там ждать в нынешних реалиях — не вариант. Никто сливать автомобили к концу года сейчас не будет», — предупредил он.