Подорожало все. Как за год изменилась стоимость владения автомобилем
С февраля 2022 года автомобили в России подорожали на четверть, а их содержание теперь обходится значительно дороже. Что еще изменилось для водителей при обслуживании машин
«Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили Ремонт автомобилей 19 января Ушедшие концерны начали отключать Россию от программ для ремонта машин Знаки 20 января Какие новые дорожные знаки появятся в России в 2023 году Закон и ПДД 27 января Водителей будут штрафовать по фотографиям в «Народном инспекторе»
С конца февраля 2022 года расходы российских автомобилистов увеличились на десятки процентов. Подорожали не только новые автомобили, но и запчасти, расходники, ремонт и страховка. Autonews.ru выяснил, как за год изменилась окружающая автомобилиста реальность.
Автомобили: плюс 20–40%
Официально, по данным Росстата, за 2022 год средняя стоимость новых автомобилей в России выросла на 24%, что вдвое выше инфляции. Если брать отдельно иномарки, то их ценники прибавили сразу на 40%. Агентство «Автостат» настаивает, что средневзвешенная цена новой машины увеличилась на 20%. Эта разница объясняется смещением спроса в сторону более дешевых моделей.
На деле реальные цены в салонах дилеров на остатки машин, ввезенных в Россию или выпущенных до весны 2022 года, от прошлогодних могут отличаться кратно. Так, в феврале 2022 года седан Kia Rio в базовой комплектации стоил от 957,9 тыс. руб. Сейчас рекомендованная розничная цена на него стартует от 1,435 млн руб., но дилеры предлагают оставшиеся машины еще дороже. Ценники в салонах только начинаются от 1,5 млн руб., а за богатые комплектации перешагивают отметку 2 млн руб.
Тем покупателям, чьи доходы не позволяют купить машину дороже 1 млн руб., вместо Kia Rio рынок новых машин теперь может предложить только Lada Granta, причем без автомата и в ограниченной цветовой гамме. Официально, рекомендованная АвтоВАЗом стоимость базовой версии стартует от 678,3 тыс. руб., но у большинства дилеров стоят машины с предустановленными опциями за 800 тыс. руб. и дороже.
Место моделей среднего ценового сегмента прочно заняли автомобили китайских брендов. Так, в феврале 2022 года можно было купить Hyundai Creta за 1,349 млн руб. Теперь в этом классе приходится выбирать между Chery Tiggo 4 за 1 999 900 руб. или «Москвич 3» за 1,970 млн руб. — последний хоть и продается под российским брендом, представляет из себя китайский JAC JS4.
От роста цен отчасти спасает параллельный импорт. Так, Volkswagen Tiguan, который в феврале 2022 года стоил 2,134 млн руб., сейчас можно найти у дилеров московского региона минимум за 3,35 млн. При этом некоторые салоны уже предлагают близкий по габаритам и технической части Volkswagen Tayron с китайского рынка, который в богатой комплектации стоит от 3,28 млн руб.
Сложнее всего ситуация с седанами бизнес-класса. В феврале 2022 года цены на Toyota Camry начинались от 2,058 млн руб. Сейчас в салонах можно встретить машины из остатков производства в Санкт-Петербурге с ценником 5,2 млн руб. — и это за версию с нетоповым мотором объемом 2,5 л.
Прямой замены для популярной у российских чиновников Camry на рынке сейчас нет. Точнее, есть автомобили, которые мелкими партиями поступают по параллельному импорту, но их участие в тендерах государственных организаций и госпредприятий пока невозможно. Правда, на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, который перешел под контроль АвтоВАЗа, до конца года вместе с китайскими партнерами обещают наладить сборку седана под маркой Lada, который как минимум будет классом выше, чем отечественная Vesta.
Расходники: плюс 50%
Тех, кому повезло купить автомобиль до подорожания 2022 года, теперь вынуждены увеличивать бюджет на его обслуживание. Помимо собственно автомобилей, заметно подорожали запчасти и комплектующие, и в первую очередь расходные материалы, покупать которые необходимо даже очень аккуратным водителям, которые берегут свои машины и не попадают в аварии.
Для того чтобы провести стандартное техобслуживание, в автомобиле нужно как минимум поменять масло в двигателе. Автопроизводители рекомендуют делать это не реже одного раза в год либо на определенном интервале пробега — что наступит раньше. Так вот, средняя цена четырехлитровой канистры масла 5W 30 ACEA C3, которое подходит для двигателей современных иномарок, по данным B2X Consulting, с 18 февраля 2022 года по 3 февраля 2023 года выросла на 76%: с 2650 до 4655 руб.
Замена масла требует и нового масляного фильтра. Эта запчасть за год в среднем подорожала на 45% — с 608 до 881 руб. Воздушный фильтр на обычном ТО также положено менять: его стоимость увеличилась на 50% в среднем — с 803 до 1204 руб.
Такие компоненты, как тормозные колодки, диски и свечи зажигания, меняют не на каждом ТО, но и они не вечны. Колодки выросли в цене на 36%, в среднем с 1814 до 2465 руб. за комплект, диски подорожали на 53% — с 2480 до 3785 руб. за штуку. Сильнее всего выросли в цене свечи: одна свеча в среднем подорожала с 709 до 1226 руб., то есть на 73%.
Росту цен способствовал и возникший дефицит, вызванный нарушением логистических цепочек. Однако сейчас в России можно найти любой автомобильный узел, правда, некоторые позиции придется подождать. Опрошенные Autonews.ru дилеры называют разные сроки. Так, в официальном сервисе Volkswagen в Москве пообещали найти любую деталь максимум за полгода, а в Toyota уверяют, что доставка не займет больше 45 дней.
Наконец, подорожали автомобильные шины, которые обладают свойством изнашиваться. К тому же покупатели новых машин в большинстве регионов России как минимум по закону обязаны купить еще и комплект зимней резины.
По данным Росстата, за 2022 год стоимость автомобильных шин в России увеличилась на 23,5%. Однако на деле цены выросли крайне неравномерно. Так, некоторые шины подорожали на 60%, например 16-дюймовые Hankook Ventus S1 Evo2 K117. Другие, например отечественные Cordiant Snow Cross 2 18-го диаметра, напротив, на 7% подешевели.
Дефицита шин на рынке почти не наблюдается. Исключением могут быть модели специфических размеров для китайских кроссоверов: продавцы просто не ожидали такого роста их доли на рынке. Но и эта проблема в ближайшие месяцы будет решена.
Страховка: плюс 21–38%
Увеличение стоимости запчастей стало поводом поднять цены на автомобильную страховку. Тут Росстат и Российский союз автостраховщиков расходятся в подсчетах. Первый говорит о подорожании полиса ОСАГО в среднем на 38,1%, в РСА настаивают на 21%. Так или иначе застраховать автомобиль стало дороже. И причина именно в росте стоимости запчастей. В РСА утверждают, что за год средняя выплата по ОСАГО пострадавшему в ДТП увеличилась на 28%.
Добровольное страхование каско также выросло в цене, в среднем, по данным того же Росстата, на 22,8%. Правда, для отдельных машин этот показатель увеличился более чем на 90%. Скажем, застраховать Skoda Karoq от всех бед стало дороже на 93%.
Прошедший год принес и новый, специфический вид страхования для машин, ввезенных по параллельному импорту. Это страховка от поломки. Дело в том, что формально такие автомобили продаются как подержанные, хотя и являются фактически новыми. Это позволяет дилеру выступить посредником и не нести прямых гарантийных обязательств.
Покупателю, желающему застраховаться от неожиданных поломок новой машины по причине возможного заводского брака, предлагается купить соответствующий страховой полис, который оплатит внеплановый ремонт. Стоимость услуги составляет 2% от цены нового автомобиля, при этом страховка покрывает только 25% стоимости всей машины.
Бензин, мойка и шиномонтаж: 11–13%
Машины, запчасти, страховка — не единственное, на что увеличились траты автомобилистов за прошедший год. По данным Росстата, за 2022 год автомойки подняли цены на 13% а шиномонтаж подорожал на 11,4%. Подорожал даже техосмотр: в Москве обязательная услуга теперь стоит 913 руб. против 720, а Московской области — 940 руб. против 710.
На этом фоне относительно слабо подорожал бензин: всего на 0,9%. Правда, дизельное топливо поднялось почти на 9%.
Что будет в 2023 году с ценами на автомобили
Все эксперты и участники рынка, которых Autonews.ru опрашивал в январе—феврале 2023 года, сходятся во мнении, что уже произошедшие внешние события отразились на рынке и дальнейшего повышения цен при сохранении существующих условий не ожидается. При этом стоимость владения автомобилем может в любой момент увеличится, если резко изменятся валютные курсы или будут введены новые, более серьезные санкции.
При этом рынок продолжает адаптироваться к новым условиям, а это значит, что сроки поставок дефицитных автомобилей, а также запчастей к ним по параллельному импорту будут снижаться. А вот снижения цен опрошенные эксперты не ожидают.