Ежедневные актуальные новости

Мотоциклистов ждут массовые штрафы. Кого накажут на 1000 руб.

Нейросеть научилась выявлять мотоциклистов без шлемов и выписывать штрафы

Мотоциклисты в Москве стали чаще получать штрафы за езду без шлемов. Причина в камерах, которые теперь выявляют нарушение в автоматическом режиме


            Мотоциклистов ждут массовые штрафы. Кого накажут на 1000 руб.

Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Новости 25 ноября 2022 Германия отреагировала на запуск завода «Москвич» Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Водительские права 27 июня Госдума приняла новые правила получения водительских прав

Как стало известно Autonews.ru, центр организации дорожного движения Москвы начал с помощью камер и нейросети выявлять мотоциклистов, которые в нарушение правил ездят по городу без шлемов. Материалы с камер анализируются нейросетью, проверяются в ЦОДД, после чего отправляются на проверку в ГИБДД, где уже выписывают штрафы. Autonews.ru разобрался, как работает система.

Шапка не спасет

Как настаивают столичные власти, нововведение сделано исключительно с целью повышения безопасности самих мотоциклистов. По словам заместителя мэра столицы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, с начала 2023 года в городе уже погибло 13 человек в авариях с участием мотоциклов. При этом шлем на 65% повышает шансы уберечься от травм головы и на 37% снижает риски смертельного исхода, подчеркнул заместитель мера.

Установка новых камер в городе не потребуется, уверяют в ЦОДД. На улицах Москвы уже есть около 500 комплексов, которые удалось наделить новыми функциями. Эксперимент проводился с 2021 года, и за это время удалось научить нейросеть действительно выявлять наличие или отсутствие шлема.

В частности, была решена задача научить систему отличать шлем от шапки или от какой-нибудь необычнойпрически райдера. К слову, штрафы будут приходить и за перевозку пассажиров без шлема.

Единственная категория любителей двухколесной техники, которой камеры пока никак не угрожают — это владельцы скутеров и мопедов. Для управления ими правила давно требуют наличия водительских прав любой мотоциклетной или автомобильной категории (от A1 до C и D) и шлемов на головах водителя и пассажира. А вот регистрировать в ГИБДД мопеды и скутеры с моторами объемом менее 50 кубических сантиметров пока не требуются, номера им не выдают, а значит для камер они хотя и видимы, но установить владельца и нарушителя таким образом нельзя.

В ЦОДД уверяют, что система предусматривает сразу три степени защиты от ошибок. Во-первых, это сама нейросеть, которая не только научилась отличать человека в шлеме и без оного, но и может проверять транспортное средство на соответствие типу. То есть если вы попали на камеру без шлема за рулем кабриолета, то штраф вам не придет.

Следующая ступень — проверка материалов с камер техническим отделом самого ЦОДД. Только если данные на этом этапе подтвердятся, то материалы будут переданы в ГИБДД. Это третья, последняя проверка — формально живой инспектор, а не искусственный интеллект, должен просмотреть снимок с камеры и только убедившись, что компьютер не ошибся, выписать штраф.

Читать также:
Россияне назвали самые необходимые опции в автомобиле

Наконец, если ошибка все же совершена, у мотоциклиста есть возможность обжаловать постановление в ГИБДД, в том числе через сайт «Госуслуги».

Ошибки возможны, предупреждают эксперты

В ЦОДД настаивают, что их система умеет выявлять любые типы шлемов, но опрошенные Autonews.ru эксперты сходятся во мнении, что полностью исключить ошибку невозможно. Например, уже сейчас многие байкеры предпочитают шлемы с аэрографией, когда на поверхности нанесен рисунок с изображением головы культового персонажа комикса, компьютерной игры или мультфильма.

Кто-то может даже ради эксперимента разрисовать шлем как собственную голову, не исключает эксперт по камерами фото и видеофиксаций Григорий Шихман.

«Также как с другими составами нарушений, которые контролируют камеры автоматической фиксации, гарантировано исключить ошибки средствами самодиагностики самих камер невозможно. Соответственно все материалы таких фиксаций должны отсматривать должностные лица, с целью выявления и исключения ошибок камер. Данное нарушение достаточно наглядно, но вот будут ли сотрудники ГИБДД просматривать все материалы, учитывая что на них остается нагрузка и по другим типам нарушений?», — задается вопросом эксперт.

С ним соглашается и генеральный директор компании-разработчика дорожных камер «Астралаб» Сергей Ласкин. По его словам, нейросети действительно можно научить отличать шлем от головного убора, но для этого нужна большая выборка, а полностью исключить ошибки невозможно.

«Еще в 2019 году мы делали подобную работу по заказу из Индии, где ездят не просто без шлемов, но и по три-четыре человека на двухместном мотоцикле. Это задача сложнее, но и она решаема. Есть примеры бежевых шлемов, к которым сзади крепят лисьи хвосты, и нейросеть поначалу считает, что это длинноволосый блондин без шлема. Но и такие случаи можно отработать. Главное понимать, что штрафует не камера, а сотрудник ГИБДД, который проверяет материалы. И если он будет делать свою работу вдумчиво, а не механически, но ошибок не станет», — говорит Ласкин.

Эксперт при этом отмечает, что в Москве случаев езды на мотоцикле без шлемов достаточно мало. А вот в регионах такие камеры могли бы повысить безопасность.

Что грозит мотоциклистам

Езда на мотоцикле, мопеде или скутере без шлема, как для водителей, так и для пассажиров в России приравнивается к езде с непристегнутым ремнем безопасности и карается по статье 12.6 Кодекса об административных правонарушениях штрафом в размере 1000 руб.

Аналогичные штрафы за непристегнутый ремень с помощью камер в Москве выписываются уже давно. Автомобилисты даже научились делать ремни безопасности более заметными, дабы снизить риски быть оштрафованными.

Напомним, что при оплате штрафа с течение 20 дней нарушитель вправе рассчитывать на скидку в размере 50%.