Ежедневные актуальные новости

Доллар и евро опять подорожали. Это скажется на ценах на автомобили

Курс доллара пробил 84 руб. Что будет с ценами на автомобили

Разбираемся, как очередное ослабление рубля повлияет на стоимость машин в России и каких автомобилей это коснется в первую очередь


            Доллар и евро опять подорожали. Это скажется на ценах на автомобили

Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю Важные изменения для водителей 1 марта С 1 марта в России изменились ПДД. Как не попасть на новые штрафы Санкции 24 мая Польским фурам хотят запретить ездить по России. Это ударит по авторынку Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям

Ослабление курса рубля будет способствовать повышению цен на российском авторынке, предупредили опрошенные Autonews.ru участники отрасли. Так, 14 июня доллар ускорил рост и в какой-то момент даже поднимался на Мосбирже выше 85 руб. Евро, в свою очередь, закрепился выше 91 руб. Юань также тестирует локальный максимум, достигая уровня 11,79 руб. Согласно курсам ЦБ на 15 июня, курс доллара снизился совсем немного — до 84,3 руб. за единицу американской валюты, евро стоит 91 руб., китайский юань — 11,76 руб.

Autonews.ru опросил экспертов, аналитиков и продавцов, чтобы выяснить, как нынешний курс валют повлияет на стоимость машин в России и каких моделей это коснется в первую очередь.

«Подорожания избежать не получится»

Независимый аналитик Владимир Беспалов считает, что повышения цен на новые автомобили при нынешнем росте курса евро и доллара избежать не удастся. При этом эксперт подчеркнул, что моментальной корректировки прайс-листов ждать вряд ли стоит.

«К автопроизводителям и дилерам сначала должно прийти понимание, что рост курса валют — это именно долгосрочная тенденция, а не кратковременные колебания. Разумеется, в таком случае все это отразится и на ценах на автомобили. При этом курс рубля не единственная причина, которая влияет на ценовую политику в автосалонах. Следует помнить, что наш рынок все еще остается несбалансированным, в результате цены на машины по-прежнему завышены. Однако число предложений постепенно расширяется, что должно положительно повлиять на общую ценовую конъюнктуру в будущем», — поделился прогнозом Беспалов.

Аналогичного мнения придерживается и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев. По его словам, моментально цены на новые автомобили в России вряд ли взлетят вверх.

«Быстро это все, конечно, не делается. Но если в течение месяца рубль назад не отыграется, а судя по всему, этого не случится, то мы увидим, как все автопроизводители, кто остался в России, начнут повышать цены. Кто-то больше, кто-то меньше», — объяснил он.

По словам независимого консультанта в области автопрома Сергея Бургазлиева, рост курса валют в России был ожидаемым. Однако нынешний скачок, по мнению эксперта, является краткосрочным, и рубль, скорее всего, зафиксируется примерно на нынешнем уровне.

«Впрочем, даже при нынешнем курсе стоимость автомобилей в нашей стране наверняка будет расти. Тут речь идет прежде всего о машинах из новых поставок, которые закупят уже после нынешней девальвации рубля. О точных цифрах можно будет говорить примерно в конце месяца», — заметил эксперт.

В свою очередь, глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что продавцы на фоне общего подорожания вряд ли устоят перед соблазном увеличить цены и на машины из старых партий. Особенно на фоне продолжающегося дефицита новых автомобилей в стране, который преодолеть пока так и не получается.

Китайские авто и параллельный импорт

Как считает Бургазлиев, рост цен затронет как официальные машины, так и параллельный импорт. Эксперт объяснил, что расчет за все иномарки в любом случае идет в зарубежных валютах — заплатить рублями нигде не получится. Более того, даже дружественные страны, по мнению эксперта, предпочитают платежи не в местной валюте, а именно в евро и долларах.

Целиков подчеркнул, что если речь идет о машинах, ввезенных в Россию по «альтернативным каналам», то тут есть прямое влияние курса. Поэтому если рубль продолжит падение, цены на поставляемые на наш рынок машины будут только расти.

«В долгосрочной перспективе это коснется и китайских машин, которые сейчас собираются в России», — резюмировал аналитик.

В свою очередь, Мосеев заявил, что помимо курса евро и доллара также растет и юань, что на данный момент для авторынка России является более актуальным. По его словам, именно к этой валюте сейчас привязаны китайские бренды, которые не только экспортируют машины в нашу страну, но и непосредственно собирают автомобили в России. Что касается альтернативных поставок моделей самими дилерами, то чаще всего они ведутся также именно из Поднебесной. Поэтому, как считает Мосеев, прайс-листы на такие автомобили наверняка также будут меняться.

Это подтвердил и источник Autonews.ru в одной из крупных китайских компаний. Он отметил, что сейчас для импортеров критичен именно курс юаня, который также растет вслед за долларом. «Уже ввезенные в Россию машины и отправленные дилерам экземпляры дорожать не будут. Но при оформлении следующих партий мы обязаны учитывать эти изменения. Возможно, не в ровно такой же пропорции, но цены придется корректировать», — отметил источник.

Читать также:
Что важно помнить водителям в феврале: какие штрафы и эксперименты

Что касается так называемого параллельного, или альтернативного, импорта, то тут цены на автомобили будут пересчитываться очень быстро. «Это можно было видеть по предыдущей девальвации рубля, когда стоимость машин, завезенных в нашу страну продавцами в частном порядке, взлетели вверх практически сразу», — отметил Мосеев.

Что касается официальных машин китайских марок, тот тут могут быть нюансы. Как объяснил Мосеев, с одной стороны, у таких моделей есть некоторый запас в ценах, потому что их доходность на российском рынке сейчас просто «зашкаливает».

«С другой стороны, мы видели в прошлый раз, что, несмотря на возможность удержания цен, «китайцы» все же приняли решение также скорректировать прайс-листы», — подчеркнул он.

По мнению Беспалова, при длительном ослаблении курса рубля корректировка цен коснется моделей всех представленных в России брендов. Также это касается и моделей, которые дилеры привозят к нам в страну в частном порядке, в том числе используя схему параллельного импорта. По его словам, если говорить об импорте, то изначальные расчеты тут все равно продолжают вестись в евро и долларах.

«Конечно, есть еще и другие факторы — например, колебания юаня к доллару или евро. Но такие влияния на российский автомобильный рынок менее существенны», — подчеркнул эксперт.

Ситуация со скачком цен может повториться

Владимир Беспалов напомнил, что подобная ситуация уже наблюдалась в России этой весной. Так, в апреле был скачок евро и доллара, на фоне которого некоторые автопроизводители оперативно решили пересмотреть цены на машины в сторону увеличения. При этом аналитик напомнил, что при этом резкого скачка стоимости новых автомобилей все же не произошло. Позиции рубля отыгрались уже в мае, однако понизить цены на машины в компаниях по-прежнему не спешат.

«Надо понимать, что повышение цен на автомобили в большинстве случаев носит плавный характер. То есть это не так, что скачок курса и стоимость машин сразу идет вверх, откат — и она падает. Тут все работает по-другому», — резюмировал Беспалов.

Похожего мнения придерживаются в «Авилоне». По словам директора розничных продаж компании Рената Тюктеева, основной рост цен, драйвером которого явился окрепший юань, состоялся в апреле. Тогда цены на параллельный импорт выросли на 10–12%. В мае цены практически не росли, интервал колебания составил 2–3%.

«Одновременно стоимость автомобилей, поставляемых официальными дистрибьюторами, увеличивалась медленнее — в силу более сдержанной политики от импортеров, взявших на себя «демпфирование» резких скачков, чтобы не напугать рынок. Здесь динамика роста не превышала 2–3% в месяц. В дальнейшем можно ожидать, что новые автомобили еще подорожают. Но рост будет уже поспокойнее, не более 2% в месяц. Если юань сохранит стабильность — это основной вкладчик в цену», — рассказал Тюктеев.

Снижения цен ждать не стоит, но скидки возможны

По словам Беспалова, снижение цен на автомобили в России — явление достаточно редкое. Хотя эксперт заметил, что, если допустить вероятность резкого и серьезного укрепления курса рубля, это вполне может привести к пересмотру стоимости машин в автосалонах через некоторое время.

«Однако такой сценарий сейчас выглядит слишком уж гипотетическим», — заключил эксперт.

При этом он отметил, что повышение цен на машины явно негативно скажется на планах дилеров по продажам на российском рынке. Дело в том, что серьезный рост стоимости машин может привести к оттоку покупателей из дилерских центров, как это уже неоднократно бывало в прошлом. Впрочем, по мнению аналитика, в меньшей степени потеря клиентов грозит китайским автопроизводителям — из-за фактического отсутствия любой конкуренции на российском рынке.

Моcеев также не ждет снижения цен на новые автомобили в России даже при возможном укреплении курса рубля. Он отметил, что большинство дистрибьюторов не спешат делать какие-то заявления о возможном пересмотре цен в сторону уменьшения даже в случае укрепления местной валюты.

«Однако стоит признать, что ближе к концу прошлого года мы видели по ряду брендов незначительное снижение цен. Впрочем, достигнуть уровня хотя бы начала 2022 года ни у кого не получилось даже близко. Более того, уже в 2023 году стоимость машин вновь пошла вверх», — рассказал Мосеев.

При этом он напомнил, что сейчас целый ряд автопроизводителей ввел так называемую выгоду при покупке автомобилей. В первую очередь речь тут идет о китайских компаниях.

«Схема тут абсолютно простая. Стоимость машин остается очень высокой, и на этом фоне компании предлагают некую скидку, которой можно воспользоваться при выполнении некоторых условий — например, оформлении кредита или страховки», — объяснил Моисеев.

Бургазлиев также скептически относится к возможному снижению цен на машины в России даже в случае отскока курса рубля. По его мнению, продавцы, скорее всего, введут некие скидки на автомобили в такой ситуации, да и то лишь в той ситуации, если они не будут пользоваться спросом.

Такого же мнения придерживается Целиков. По его словам, при определенном затоваривании склада дилеры могут играть скидками. Однако, по его словам, распространяется это обычно на неходовые комплектации машины, от которых продавцы стремятся скорее избавиться.