Ежедневные актуальные новости

Что такое фаркоп. Нужно ли его регистрировать и как правильно оформить

Все о фаркопе: виды, правила установки, штрафы

Сегодняшнее многообразие видов фаркопов и неоднозначные правила их установки способны запутать даже бывалых. Autonews.ru разбирается в вопросе


            Что такое фаркоп. Нужно ли его регистрировать и как правильно оформить

  • Что такое фаркоп
  • Виды фаркопов
  • На какие автомобили можно установить фаркоп
  • Нужно ли регистрировать фаркоп
  • Как оформить фаркоп на легковой автомобиль
  • Сколько стоит оформить фаркоп
  • Ответственность за езду с незарегистрированным фаркопом
  • Что такое фаркоп

    Виды фаркопов

    Несмотря на кажущуюся простоту, ситуация с фаркопами чем-то напоминает таковую с креплениями щеток стеклоочистителей. Сегодня насчитывается с полтора десятка типов фиксации шаров только европейского стандарта (диаметр 50 мм). А если добавить к этому многообразие вариаций стандарта американского (крепление «под квадрат»), то путаница возникает приличная. В рамках сегодняшней статьи подробно перечислять все виды не имеет смысла, поэтому ограничимся общим разделением ТСУ.

    По методу крепления

    Несъемные. Фактически отживший на сегодня стандарт, а в некоторых странах запрещенный законодательно. Тем не менее, в нашей стране именно намертво приваренные к «Жигулям», «Москвичам» и «Волгам» фаркопы хорошо помнят люди, заставшие расцвет советского и раннего российского автомобилизма. Делалось такое не от хорошей жизни, и в доброй половине случаев ТСУ представляло собой самодельное изваяние из труб, швеллеров и прочих подручных металлоконструкций.

    Прочность и монолитность с автомобилем, на которую упирали приверженцы подобных решений, далеко не всегда являлась плюсом. Помимо постоянного дополнительного веса, несъемные самодельные фаркопы часто отгнивали по сварным швам — с частью лонжеронов или иных частей. А в случае даже не очень сильного удара сзади, тут же «уезжала» геометрия несущей силовой структуры кузова.

    Съемные. В отличие от предшественников, все современные ТСУ являются отделяемыми. Да, само основание фаркопа остается закрепленным на автомобиле постоянно, но снаружи либо ничего не выпирает совсем, либо не выходит за габариты бампера. Таким образом, в случае легкого наезда сзади бамперы отрабатывают как положено, забирая на себя энергию удара и предохраняя несъемные элементы структуры автомобиля — лонжероны, усилители, панель пола и т.п.

    По варианту шарового соединения

    Здесь также имеет смысл ограничиться двумя основными категориями: европейским и американским типами крепления.

    Европейский тип шарового соединения фаркопа, как очевидно из названия, наиболее распространен на территории континентальной Европы и России. Такой вариант подразумевает установку основания фаркопа на элементы кузова и отделяемый от него (болтами или быстросъемом) длинный изогнутый «крюк» с шаровым креплением на конце. Сегодня есть множество подтипов крепления шара еврофаркопа, и перед покупкой нужно обязательно уточнить, какой подходит на конкретный автомобиль и под конкретный прицеп.

    Американский тип фаркопа предполагает схожую, но более мощную схему. Силовое основание также крепится к кузову или раме, но съемная часть с шаром имеет квадратный профиль присоединения. Соответственно, ответная часть на машине также выполнена под квадрат, что позволяет ТСУ выдерживать более серьезные нагрузки при буксировке прицепов. Несъемная часть американских фаркопов «под квадрат» часто используется и для поддомкрачивания машины на бездорожье «хай-джеком» — реечным домкратом. Как правило, более податливые европейские конструкции такого не позволяют, или, по крайней мере, оставляют высокий риск повреждения и фаркопа и автомобиля.

    На какие автомобили можно установить фаркоп

    Фаркоп может быть установлен на большинство современных автомобилей — это изначально предусматривается конструкцией. Однако в последние годы всевозможные регламенты, правила и ограничения только усложняются, и перед решением о приобретении ТСУ владельцу необходимо провести небольшое исследование.

    Прежде всего, нужно понять, предусмотрена ли установка тягово-сцепного устройства на модель в принципе. Это можно выяснить из инструкции по эксплуатации к машине или ее ОТТС. Увы, несмотря на общую положительную практику, нередки и исключения. Например, на многих китайских моделях внедорожников в ОТТС фаркоп почему-то отсутствует, что создает множество проблем владельцам. И если машина оказалась в «неудачном» списке, а фаркоп очень нужен, его установку придется регистрировать как внесение изменений в конструкцию (об этом ниже). Но чаще установка ТСУ все же предусмотрена, необходимо лишь подобрать нужную модель и произвести установку.

    Важно! Чтобы впоследствии не было проблем с ГИБДД, перед покупкой приглянувшейся модели надо обязательно проверить наличие у нее Сертификата соответствия техрегламенту Таможенного союза. Его обязан предоставить производитель фаркопа.

    Читать также:
    Автоконцерн Chery Group впервые вошел в список Fortune Global 500

    Нужно ли регистрировать фаркоп

    Все зависит от того, какой именно фаркоп и для какой машины. Если вы решили пойти самым простым (и дорогим) путем приобретения ТСУ у официального дилера, и установки в его же техцентре — проблем никаких. На руках у вас остается гарантия, инструкция и Сертификат соответствия, который, в случае чего, убедит сотрудника ГИБДД в легальности допоборудования. Никаких дополнительных действий не требуется. Но если устройство приобретается без явной принадлежности к конкретной машине (а значит, и без сертификата), или сам автомобиль не предполагает установки ТСУ в принципе — все становится гораздо сложнее. Рассмотрим основные этапы легализации фаркопа в этом случае.

    Как оформить фаркоп на легковой автомобиль

    Вариант 1: c предъявлением автомобиля

    В общем виде процедура оформления стороннего (не предусмотренного конструкцией) тягово-сцепного устройства аналогична подобной с багажником на крышу, лебедкой или силовым бампером. Владельцу, решившему узаконить фаркоп, необходимо выполнить следующие действия.

  • Пройти предварительную экспертизу в так называемой испытательной лаборатории, имеющей аккредитацию на выдачу подобного типа заключений. Сегодня таких «лабораторий» в избытке, все они работают на коммерческой основе. Поэтому, как правило, проблем получить у них одобрение на переоборудование нет.
  • Подать заявление в МРЭО, после чего ГИБДД выдаст разрешение на установку нового оборудования. Обычно первые сложности возникают на этом этапе. Например, известны прецеденты, когда «лаборатория» одобряла установку фаркопа, а ГИБДД отказывала — на основе того, что его изначально не прописано в ОТТС. К сожалению, давать советы в подобных тупиковых ситуациях бесполезно, все зависит от конкретного случая.
  • Если ГИБДД одобрила внесение изменений, провести установку ТСУ. Во избежание дальнейших сложностей желательно делать это в специализированном сервисе. Который, в свою очередь, даст еще один документ — что устройство установлено профессионалами и по всем правилам.
  • Еще раз посетить «лабораторию» для постэкспертизы и подтверждения безопасности всех выполненных работ. Получить протокол проверки.
  • Пройти техосмотри оформить диагностическую карту.
  • Посетить ГИБДД для финального этапа, по итогу которого в руках владельца должны оказаться свидетельство о соответствии требованиям безопасности, паспорт с информацией о всех изменениях и обновленный ПТС.
  • Вариант 2: через местный авторизованный сервис — удаленно

    В связи с критической нехваткой аккредитованных техцентров по стране, МВД, Минпромторг и Минэкономразвития разработали процедуру утверждения изменений удаленно. Разъяснения по ГОСТ 33670 даны Минпромторгом в соответствующем документе от 02.11.2021. В ситуации, когда поблизости нет ни одной аккредитованной испытательной организации, помог разобраться Юрий Пархоменко (испытательный центр «УслугиАвто»).

    Как сообщил Autonews.ru эксперт, во многих регионах стали появляться автосервисы, получившие разрешение на установку и, что важнее, последующую оценку работ по переоборудованию от той или иной аккредитованной «лаборатории». Каждый такой сервис должен быть оборудован установленным перечнем контрольно-измерительного оборудования, имеющим сертификаты о поверке. После дооборудования автомобиля (например, фаркопом, не прописанным в ОТТС) сотрудники сервиса проводят ряд измерений с фото- и видеофиксацией результата. После чего материалы отправляются в организацию, предоставившую сервису право на проведение контроля. Фактически, отмечает, Пархоменко, такой сервис становится «руками и глазами» аккредитованной «лаборатории», которая может находиться за сотни километров.

    Все прочие этапы, относящиеся к взаимодействию с ГИБДД, аналогичны таковым при первом, классическом, варианте.

    Сколько стоит оформить фаркоп

    Так как любой шаг в процедуре внесения изменений придется оплачивать, нужно заранее быть готовым к расходам. Примерный порядок цен следующий — последние изменения в ценообразовании на услуги произошли в 2023 году.

    • 1000 руб. на разрешение внесения изменений от ГИБДД.
    • 850 руб. — госпошлина за внесение изменений в ПТС + замена СТС.
    • 900 руб. (минимум) за техосмотр.
    • 800 руб. за свидетельство о соответствии от ГИБДД
    • Самый большой пункт расходов — «лаборатория». Стоимость процедур всех проверок здесь варьируется непредсказуемо. Это может быть и 5, и 10 и 20 тыс. руб. — все зависит исключительно от аппетитов конторы, в которую обратился автовладелец.

    Ответственность за езду с незарегистрированным фаркопом

    В заключение напомним, что движение на автомобиле с незарегистрированными изменениями грозит аннулированием его учета и штрафом в 500 рублей. Если повезет, то инспектор разрешит устранить несоответствие на месте (т.е., снять фаркоп, если у владельца это получится). Но на подобный исход лучше не рассчитывать, и если ТСУ планируется использовать регулярно, а всех формальных допусков устройства на автомобиль нет, то стоит как можно скорее озаботиться его легализацией.
    Читайте также: