Ежедневные актуальные новости

Летальная помощь Украине: плавучие чемоданы НАТО. Колонка Олега Денежки

Летальная помощь Украине: плавучие чемоданы НАТО. Колонка Олега Денежки

Итак, НАТО в лице США в очередной раз пообещала помочь Украине так называемым «летальным оружием». Ну, совсем прямо летальным. Просто смертельно-летальным. Или летально-смертельным. Вообще убийственным. Только это не новейшие противотанковые комплексы FGM-148 Javelin. Это списанные патрульные катера. Мало у украинцев ржавого барахла. Надо еще секонд-хенда в хозяйство набрать.

Сообщил радостную новость первый заместитель командующего военно-морских сил Украины Андрей Тарасов. Прямо в эфире одесского 7 канала страну обрадовал. Заявил, что НАТО, мол, собирается передать Украине военные корабли. Они, конечно, уже вышли из пользования в странах Альянса, списаны и были заменены на новые модели, но еще совсем хорошие, и даже плавают. Причем самостоятельно.

Противотанковый комплекс FGM-148 Javelin

Итак, про американские кораблики. По словам Тарасова, у кораблей, которые могут передать Украине, срок использования закончился, или им на смену пришли другие корабли с более широкими возможностями. Однако передаваемые корабли вполне боеспособны.

«Чтобы люди верно понимали, это не секонд-хенд. Корабль, который получают от страны НАТО, содержался в таком состоянии, что его боевые свойства остаются, фактически, без изменений», — заявил заместитель командующего украинскими ВМС.

Как он объяснил, речь идет о «десантных кораблях типа Island». Вообще-то, это не десантные и вообще не боевые корабли, а патрульные катера для береговой охраны. Предназначены для пресечения контрабанды, нелегальной миграции и браконьерства. Очень, просто жизненно, важные задачи для Украины. Просто украинский сухопутный морячок перепутал патрульный катер Island с десантным кораблем-доком класса Whidbey Island, который, кстати, вовсе не устаревший, проекта середины 80-х. Считается в США новейшим десантным кораблем.

Летальная помощь Украине: плавучие чемоданы НАТО. Колонка Олега Денежки

Нет, но для страны, где спикер министерства обороны Украины по вопросам АТО Андрей Лысенко называет российскую систему залпового огня «Буратино» — «Чебурашкой», тому, что заместитель командующего украинскими ВМС не разбирается в типах боевых кораблей, удивляться не приходится. Но возникает другой вопрос: а зачем вообще украинцам десантные корабли такого типа?

Вообще-то, у Украины и без американского барахла есть сегодня четыре боевых корабля, восемь боевых катеров (еще шесть строятся) и, кстати, десантный корабль и десантный катер. Теперь ожидается еще пополнение ненужным барахлом. Причем непонятно зачем. Единственное применение, которое только может прийти в голову, — это десантная операция на побережье Азовского моря в районе Мариновки, Успенки или Новоазовска, на территории, контролируемой ДНР. И подготовка к этой операции ведется.

«Вчера, 4 марта, курсируя вдоль береговой линии, контролируемой подразделениями армии ДНР, удалившись от берега на расстояние около километра, украинские военные катера открыли огонь из мелкокалиберных орудий и крупнокалиберных пулеметов по позициям ДНР. В результате этого грубого нарушения режима прекращения огня военнослужащие ДНР были вынуждены открыть ответный огонь, после чего оба катера спешно ушли в сторону Мариуполя», — сообщил недавно заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.

Что же, полностью потерпев фиаско на суше, Киев бросился вплавь: решил попытаться высадить десант в тылу армии ДНР на мариупольском направлении. Может, это действительно разумно? Может быть. Но тут наблюдаются три важных аспекта.

Первый. Если проанализировать крупнейшие войсковые операции в Донбассе, которые за три года удалось провести ВСУ и при этом полностью проиграть, то понятно, что имеющихся на сегодня у Украины кораблей за глаза хватит, чтобы попытаться высадить десант. Больше кораблей — больше потерь среди них. Они просто будут мешать друг другу, усложняя управляемость операцией.

Читать также:
Климкин прокомментировал осквернение мемориала жертвам дивизии СС «Галичина»

Летальная помощь Украине: плавучие чемоданы НАТО. Колонка Олега Денежки

Второе: десанты самый сложный вид боевых действий. Десант, особенно в первые 10-15 минут, уязвим, как черепаха без панциря. Проведение подобной операции требует опытного руководства, высокой выучки личного состава и высокого боевого духа, ибо высокие потери просто неизбежны. Но опыта этого вида операций у ВСУ и ВМС Украины нет, и никогда не было. Подготовленных офицеров как низшего, так и среднего и высшего звена тоже нет, что показывают печальные последствия для Киева Иловайского и Дебальцевского котлов. И не только их. О моральном духе и говорить не приходится.

И, наконец, третье. Для того, чтобы перебросить боевые и десантные корабли из Черного моря в Азовское, надо неизбежно миновать Керченский пролив. А он полностью контролируется Россией. И если коммерческому и рыболовному флоту Россия не препятствует, то для прохода боевых кораблей Украине придется запрашивать разрешение.

Теперь вообще о десантных кораблях, а точнее о катерах. У Украины есть средний десантный корабль U-401 «Юрий Олефиренко» трампового типа. Он предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабли подобного типа либо подходят очень близко к береговой линии, либо даже частично выезжают носом на берег, после чего в носовой части распахиваются створки, на берег выбрасывается трап, по которому высаживается десант с техникой. Тяжелое вооружение, а не пара десятков калек с личным стрелковым оружием.

Средний десантный корабль U-401 «Юрий Олефиренко»

Кто был на Азовском море, отлично видел, что почти вся береговая линия, в том числе и в вышеназванных районах, как специально предназначена именно для таких десантных кораблей. При этом корабли проекта 773, к которому относится «Юрий Олефиренко», неприхотливы, дешевы в содержании и эксплуатации, но главное —очень хорошо вооружены с расчетом огневого прикрытия десанта. Это два скорострельных двуствольных 30-мм автомата АК-230 и две 18-трубных 140-мм пусковые установки залпового типа WM-18.

А что такое патрульный катер «Айсленд»? Сторожевые катера типа Island (также известны как 110-футовые) были построены для береговой охраны США верфью Bollinger Shipyards в Локпорте (штат Луизиана) с 1985 по 1992 годы в количестве 49 единиц (WPB 1301 — WPB 1349). Катера имеют полное водоизмещение 168 тонн и длину 110 футов (34 м). Экипаж 16 человек, включая двух офицеров. Несение дополнительного десанта не предусмотрено. Вооружение состоит из баковой 25-мм автоматической артиллерийской установки Mk 38 Mod 0 Bushmaster и двух 12,7-мм пулеметов М2НВ.

В то время, как украинский десантный катер типа проект 58181 «Кентавр», которые украинцы строят не покладая рук и в этом году даже планируют поставить на вооружение, имеет два боевых модуля в составе одного 12,7-мм пулемета, одного 30-мм или 40-мм автоматического гранатомета каждый. Но главное — он может высадить десант в составе 30 человек. Так зачем Украине эти плавучие чемоданы без ручки? Ответ только один: любовь.

Любовь к «халяве».