Ежедневные актуальные новости

Шанхайская организация сотрудничества: экономика и безопасность

В Астане прошел двухдневный саммит Шанхайской организации сотрудничества. «Региональный клуб» пополнился двумя крупными участниками и численно перестал быть региональным. Охват у организации огромный — почти половина населения земного шара, потенциал тоже. Вопрос в эффективности.

В столице Казахстана прошел ряд мероприятий и встреч в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Гостями Астаны стали лидеры России, Китая, Таджикистана, Киргизии, и Узбекистана, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, а также официальные делегации стран-наблюдателей ШОС и партнеров организации. В ходе двусторонних встреч и на Совете глав государств обсуждались пути экономического взаимодействия в рамках организации и вопросы безопасности.

Центральным событием саммита стал официальный прием в организацию двух новых участниц – Индии и Пакистана. «На саммите в Астане начинается, можно сказать, новая история нашей организации. Нынешнее заседание в последний раз проходит в шестистороннем формате, как было до сего. Сегодня мы договорились подписать решение о завершении процедуры приема и предоставления статуса государства-члена ШОС Республике Индия и Исламской Республике Пакистан. Прием новых членов придаст новый мощный импульс развитию организации, будет содействовать росту ее международного авторитета», – отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

«Теперь нам важно вместе помочь новым коллегам как можно быстрее и эффективнее встроиться в деятельность организации. Расширение состава ШОС несомненно будет способствовать тому, что она станет более мощной и влиятельной в политической, экономической и гуманитарной сферах. Открываются дополнительные возможности активнее влиять на процессы в нашем общем регионе и на международной арене в целом», — отметил президент России Владимир Путин. Кроме того, российский лидер высказался за присоединение к организации еще одного крупного регионального игрока — Ирана, чью заявку уже почти 10 лет ШОС не рассматривала в связи с наложенными на Тегеран международными санкциями. А также призвал восстановить работу комиссии ШОС-Афганистан для содействия диалогу и стабилизации ситуации в стране. 

Как уже подсчитали журналисты, с новыми участниками ШОС занимает четверть земного шара и в нее входят 45% населения планеты. При этом стоит отметить, что отношения между Дели и Исламабадом давно далеки от безоблачных, и как указывают работающие на саммите обозреватели, даже в рамках новой структуры главы Индии и Пакистана обменялись сдержанным приветствием, не более. Тем не менее, как предполагают обозреватели, вступление в организацию Дели и Исламабада – шаг к нормализации отношений и не только между ними. 

Китай продолжает прокладывать пути

Основным блоком в повестке дня саммита были вопросы экономического взаимодействия и инвестиционного сотрудничества стран-участниц ШОС. А положительная динамика в этих сферах, по словам Нурсултана Назарбаева, сегодня во многом определяется реализацией пекинского проекта «Один пояс-Один путь». При этом Индия остается одной из немногих стран региона, не поддерживающей проект, а недавнюю встречу в Пекине, посвященную этой глобальной торговой интеграции, власти Дели показательно проигнорировали. На этом фоне сообщение в официальном Twitter премьер-министра Индии Нарендра Моди о встречи с председателем КНР Си Цзиньпином можно расценивать как небольшой, но положительный пример Шанхайского партнерства. «Встретился с председателем Си Цзиньпином. Мы обсудили индийско-китайские отношения и то, как дальше их улучшать», — написал Моди. Как сообщает индийская пресса, премьер поблагодарил лидера Китая за поддержку членства Индии в ШОС.

Сам Си Цзиньпин не преминул использовать площадку ШОС для продвижения торговой интеграции. «Могли бы начать подписание соглашения с ШОС об упрощении процедур торговли. Высказываемся за открытие трансграничных маршрутов в назначенный срок, предусмотренный правительствами государств-членов ШОС», — сказал китайский лидер, отметив, что Пекин также предлагает «создать союз мозговых центров по экономике и деловые ассоциации по электронной торговле». По сути, упрощение таможенных режимов и выстраивание соответствующей логистики – и есть та самая концепция «Одного пути», так что в непоследовательности Китай упрекнуть невозможно. Кроме этого глава КНР выступил с предложением разработать пятилетний план действий по реализации положений договора о долгосрочном добрососедстве и дружбе и сотрудничестве, а также поддержал Конвенцию по противодействию экстремизму.

С собственной экономической инициативой выступил и президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. «Кыргызстан был одним из создателей ШОС, и приоритетом для нас остается создания банка ШОС. Мы настаиваем на том, чтобы банк был создан и головной его офис располагался в Бишкеке», — заявил он. Стоит отметить, что проект создания некой международной финансовой структуры в свое время обсуждался в рамках БРИКС, куда из участников ШОС входят теперь трое – Россия, Индия и Китай, но пока должного развития так и не получил. Так что вероятность реализации «настоятельного предложения» Атамбаева, признаем, невелика. Но не стоит исключать варианта, что лидер Казахстана действовал по согласованию с другими участниками, и целью пока ставится не создание банка как таковое, а возвращение темы в повестки будущих контактов между странами. 

Читать также:
Мужской несессер - роскошная необходимость

Борьба с терроризмом

Кроме экономики лидеры стран-участниц обсуждали проблему мирового терроризма и необходимости комплексного противодействия этому явлению. «Главная угроза для безопасности государств ШОС – это прежде всего терроризм. Мы не устаём говорить, что для эффективной борьбы с этим злом важно объединять усилия всего международного сообщества. И в рамках нашей организации и её профильных структур такая совместная работа ведётся. Мы видим, что происходит в Сирии, Ираке, Афганистане, вообще на Ближнем Востоке. И нужно сказать, что внутриполитическая ситуация в США не способствует тому, чтобы работа в международном формате выходила на такой конструктивный, системный уровень, — отметил президент России Путин. — По имеющимся данным, ИГИЛ готовит новые планы по дестабилизации Центральной Азии и южных регионов России. Поэтому нужно укреплять координацию спецслужб государств ШОС, в том числе по линии региональной антитеррористической структуры».

Стоит отметить, что выступление генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша, фактически коснулось того же сочетания – терроризма и обстановки в США. Касательно первого генсек заявил, что «наиболее мощным путем по борьбе с терроризмом является инклюзивное развитие». Что до второго, то Гутерреш призвал государства-участницы организации и наблюдателей при ШОС демонстрировать приверженность Парижскому соглашению по климату. Напомним, именно из него в начале июня пообещал выйти президент Трамп.

Итогом саммита стало подписание ряда документов, в числе которых принятая в Астане декларация, а также «Конвенция ШОС по противодействию экстремизму», «Заявление глав государств-членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму» и прочие. Кроме того, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев торжественно передал председательство в организации Си Цзиньпину. Следующий саммит ШОС, соответственно, пройдет в Китае в будущем году. 

В целом, несмотря на высокий уровень представительства и действительно колоссальный ресурсный потенциал организации, до «азиатского НАТО», как ШОС принялись называть некоторые обозреватели, она пока не дотягивает. Даже несмотря на убежденность лидера Белоруссии Лукашенко, автора, вероятно самой яркой цитаты форума. «- Наша организация стремительно превращается в одну из самых влиятельных структур мира, — объявил президент Белоруссии. — Недавно Владимир Путин сказал, что никто в результате столкновения России и США не сможет пережить этого столкновения. Это очень правильно и очень злободневно. Так вот особая роль ШОС сегодня состоит в том, что при желании всех членов шанхайской организации никто, нигде и никогда не сможет дестабилизировать обстановку в мире. В этом огромный потенциал ШОС. И это надо видеть, это величайшая ценность, которая сегодня создана».

Все же нужно отметить, что за 16 лет формального существования блока отношения между странами, в него входящими не всегда можно было назвать дружественными, а перечислить удачно реализованные проекты непосредственно в рамках ШОС могут, наверное, только специалисты. 

Скорее ШОС, как и ЕАЭС, БРИКС и другие подобные союзы – следует воспринимать как некий ответ коллективному Западу, в последние годы вернувшегося к агрессивной колониальной политике в упаковке постмодерна и глобализма. С другой стороны, практика перманентной смуты в Афганистане, войны в Сирии и конфликта на Украине наглядно свидетельствует, что другой повестки, кроме деструктивной, у Запада банально нет. Страны, не желающие присоединится к списку «горячих точек» волей-неволей заинтересованы в объединении даже с казалось бы «необъединимыми» союзниками, что доказывает пример Индии и Пакистана. Так что окончательно записывать Шанхайское сотрудничество в статус клуба по интересам преждевременно. Новые вызовы рано или поздно порождают новые ответы.

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции