Ежедневные актуальные новости

Петербургский международный экономический форум: чему учиться Донбассу?

Петербургский международный экономический форум: чему учиться Донбассу?

В России продолжаются дебаты о том, как обеспечить рост экономики выше среднемирового уровня. Эту задачу, среди прочих, президент Владимир Путин обозначил в послании Федеральному собранию в декабре прошлого года. Как сообщают российские СМИ, накануне экономического форума в Петербурге были представлены конкурентные программы развития российской экономики, составленные как правительственными специалистами, так и сторонними экспертными сообществами.Вне зависимости от персоналий, вне зависимости даже от внутриполитического графика страна должна иметь ясные, понятные планы развития экономики и социальной сферы», — подчеркнул Владимир Путин на встрече с главой правительства Дмитрием Медведевым. 

Сам премьер-министр, передавая президенту правительственный проект госпрограммы, отметил, что предложенные меры дадут возможность экономике развиваться быстрее и решать основные социальные задачи. Указанный президентом рост экономики, по расчетам правительства, достижим в 2019-2020 годах. Подробности правительственного проекта пока не освещаются, но, как подчеркнул Владимир Путин, именно этот документ будет основой стратегической программы. Экспертные проекты должны дополнить разработанную министерствами концепцию. Еще два альтернативных проекта были представлены президенту и правительству 30 мая Столыпинским клубом и Центром стратегических разработок (ЦСР). 

Презентуя собственное видение перспектив развития российской экономики до 2015 года, бывший министр финансов РФ, председатель совета ЦСР Алексей Кудрин отметил, что базовый инерционный рост экономики в ближайшие три года ожидается на 1,5% ежегодно. Удвоить этот показатель возглавляемое им экспертное сообщество предлагает, в первую очередь, за счет роста несырьевого экспорта, продвижения российской продукции на мировых рынках и роста производительности. 
Кроме того, как положено экономисту, придерживающемуся либеральной теории, Кудрин настаивает на полной приватизации сырьевого сектора. 

Это наше еще пока родимое пятно, что мы не сократили еще государственную экономику, а в некоторых случаях даже стали возвращаться к этому. Например, нефтяной сектор весь должен быть приватизирован в ближайшие семь–восемь лет. Не нужно нам сегодня государственных компаний», — отметил он, добавив, что это подтверждается опытом угольной отрасли, где нет ни одной государственной компании.

При этом авторы программы уверяют, что фискальная нагрузка на бизнес в ближайшие шесть лет расти не должна, за исключением нефтяного сектора и возможного возвращения к некоторым акцизам. Кроме того, программа ЦСР считает необходимыми реформы в образовании согласно потребностям рынка труда, судебную реформу и затрагивает вопросы макроэкономической политики и финансового регулирования и прочее.
По мнению его оппонента и соавтора другой стратегии, а также главы Столыпинского клуба и уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, проект ЦСР не содержит реакции на ряд системных проблем российской экономики. 

Там нет ни тарифов, про налоги сказано, что не повышать до 2024 года, но это ничего для нас, никакие инвестиции не придут, — отметил он в интервью СМИ. — Стратегия Кудрина не оценивает экономические риски для предпринимателей, в частности не учитывает тот факт, что в стране с 2011 года падает доходность».Также, по его словам, не учтено негативное влияние на экономику существующей завышенной стоимости труда, что стало следствием роста нефтегазового сектора экономики. «На сегодняшний день мы видим, что именно экономические факторы, издержки, которые несет бизнес в стране, не позволяют инвестировать», — отмечает Титов факторы, которым следует уделить больше внимания. 

Программа самого Столыпинского клуба, кстати, единственная, уже выложенная в свободный доступ в Сети, предусматривает пять основных направлений, которые охватывают социальную сферу, инфраструктурное развитие и обновление, стимулирование создания высокопроизводительных рабочих мест, содействие предпринимательству, внедрение инновационных технологий во все сферы экономики. Стоит отметить, что, как и ЦСР, «столыпинцы» отмечают необходимость диверсификации экономики с уменьшением зависимости доходов государства от нефтегазовой конъюнктуры.

Читать также:
Где заказать электронную подпись для торговых площадок?

Для чего, естественно, предлагают развивать другие секторы экономики. Во внешних контактах, как отмечают авторы, России также необходимо использовать географическое положение страны для привлечения европейских и азиатских инвестиций и технологий. То есть, продолжать и интенсифицировать работу по евро-азиатской интеграции, которая в последние годы, в связи с геополитическим напряжением вокруг украинского конфликта, в основном переориентирована на восток в рамках ЕАЭС и БРИКС. 
Концепция устанавливает следующие KPI : рост экономики до 6% к 2020 году, 35 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2035 году и средняя продолжительность жизни 83 года к тому же времени», — отмечено на сайте организации.
Как отметил президент Путин, в окончательной редакции программы будут учтены мнения экспертов и представителей бизнеса. 

Важно сделать ставку на улучшение делового климата и рост конкурентоспособности российской экономики, повышение производительности труда и эффективности крупных инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, наращивание объемов несырьевого экспорта, формирование новых точек роста в регионах», — подчеркнул главные, по его мнению, пункты будущей программы президент Путин.

Принять программу экономического развития России планируется осенью, и уже тогда эксперты наверняка смогут подробно проанализировать выбранные властью пути стимулирования экономического роста. Пока же хочется обратить внимание на несколько моментов. 
Во-первых, вопреки расхожему мнению о полярном разделении российских политиков, экспертных кругов, общественников и СМИ на «либералов» и «патриотов» с последующим взаимным антагонизмом, российские власти стремятся к формированию профильной дискуссии с привлечением различных взглядов. Так даже среди участников Столыпинского клуба есть сторонники различных концепций. Сами себя они позиционируют как рыночники-реалисты-прагматики, для которых свободный рынок совершенно приемлем. 

Стоить отметить, что подобная дискуссия, с привлечением разнополярных представителей общественного мнения, привычная реальность для России и пока недосягаемая для республик Донбасса.
В Донецке, несмотря на обилие отчетных сообщений о проведенных круглых столах или встречах, местная экспертная, научная и предпринимательская общественность подобных реальных рычагов и каналов для инициатив и коммуникации с властями не имеет. Более того, на четвертом году существования народной республики здесь так и не возникла традиция публиковать проекты нормативных актов для общественного обсуждения, как это принято во всем мире. Так что почти каждый закон, постановление или указ – оказываются в прямом смысле слова сюрпризом для дончан, не всегда приятным, но уже вступившим в силу.

Да и до тезиса о необходимости планирования и стимулирования будущего роста вне зависимости от конъюнктуры и сиюминутных факторов, ДНР, похоже, не доросла. Конечно, планировать в условиях войны труднее, но пора признать, что по сравнению с 2014 годом ситуация выглядит вполне стабильной. Но дальше разговоров о переходе на плановую экономику, хотя дело не продвигается. По крайней мере даже такого рамочного документа, как программа комплексного социально-экономического развития региона общественность еще не видела. Не говоря уже о серьезных, всесторонне изученных специалистами и продвигаемых властями детальных программах развития отраслей экономики. Может быть позитивный опыт прошедшего в России Петербургского международного экономического форума вдохновит Донбасс на позитивные изменения?

Федор Золотов

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции