Ежедневные актуальные новости

История этнических русских на земле русинов — Подкарпатской Руси

История этнических русских на земле русинов - Подкарпатской Руси

В последнее время ученые и эксперты в России и в других странах начали уделять все больше внимания русинам Подкарпатской Руси. Это актуальный и по сей день малоизученный вопрос. Но даже из историков-краеведов мало кто знает о том, что великороссы играли и играют важную роль в жизни этого региона. Очень часто о великоросском населении края забывают, больше на слуху русины (карпатороссы). И совершенно напрасно.

Великороссы Закарпатской области Украины являются самым молодым этническим меньшинством в крае. Первым известным эмигрантом из России был К. Матезонский, который жил в Ужгороде с 1836 года. Предположительно, он эмигрировал из России как участник декабристского восстания в Санкт-Петербурге. В Ужгороде он основал хор и был близок к будителю русинов А. Духновичу.

Массовая же русская эмиграция в Подкарпатскую Русь началась в 20-е годы XX века, это была часть русской антибольшевистской эмиграции после окончания Гражданской войны в России. В Чехословакии, куда входила Подкарпатская Русь, русские эмигранты объединялись в «Русскую вспомогательную акцию», которую формировали чехословацкие власти и оказывали русским всяческую поддержку. Помощь, оказанная русским эмигрантам Чехословакией, была большой. Всего на проведение «Русской вспомогательной акции» была потрачена огромная по тем временам сумма — 616 миллионов чехословацких крон. Именно благодаря этой помощи получили образование 11 тысяч русских жителей ЧСР.

Благосклонность Правительства Чехословацкой Республики и финансовая поддержка создавали более благоприятные, чем в других странах, условия для жизни и деятельности русской эмиграции. Поэтому совсем не случайно, что в 20-е годы ХХ века Подкарпатская область стала одним из самых значительных и крупных культурных центров не только для живших в ней эмигрантов, но и для всей тогдашней русской диаспоры.

О многоплановой и весьма активной общественной работе российской эмиграции в Чехословакии свидетельствует число созданных в 20-е годы организаций. Вот только некоторые из них: Объединение российских земских и городских деятелей в Чехословацкой Республике (Земгор); Административная комиссия русских земледельцев; Союз русских педагогов средней и низшей школ в Чехословакии; Общество русских врачей в ЧСР; Общество русских инженеров и техников в ЧСР; Ссудо-сберегательная касса «Славянская взаимность» в Праге; Строительное товарищество; Комитет по борьбе с туберкулезом; Здравница пражского Земгора и т.д. 

Следует отметить, что и культурных русских учреждений в ЧСР было немало. Наиболее известна из них — Чешско-русская еднота (единство). Она была создана 28 апреля 1919 года и стала одной из первых эмигрантских организаций в ЧСР. В числе её задач: развитие чехословацко-русских взаимосвязей, изучение русской жизни и распространение этих знаний среди чехов и, напротив, распространение информации о культуре, политике и традициях чехов и словаков среди русских. В деятельности «Едноты» принимали активное участие русины Подкарпатской Руси, словаки и чехи.

Среди русских переселенцев было много образованных людей, и поэтому чехословацкие власти активно привлекали их к участию в культурной и хозяйственной деятельности региона и страны в целом. Русские ученые, работавшие в чешских и словацких научных учреждениях, исследовали этнографию подкарпатских русин. Бывшие преподаватели и ученые российских университетов становились учителями в русских гимназиях в Мукачеве, Хусте и других городах. Технические специалисты принимали участие в строительстве инфраструктуры края. Например, русский инженер Панкратов разрабатывал проекты различных объектов Подкарпатской Руси, в частности административное здание в Ужгороде, а инженеры Бареннбалт и Лосиевский возводили ужгородскую электростанцию, канал Невицкое-Ужгород.

В Закарпатском крае активно работали русские агрономы. Известный специалист Е.Луговой-Фелосеев издавал в крае на русинском языке пособия по животноводству, луговодству и ветеринарному делу, где на доступном крестьянам языке объяснял, как лучше вести свое хозяйство. Более того, он организовал курсы для крестьян, где обучал их приемам лучшей организации хозяйства.

Читать также:
Адаптация окружающей среды для инвалидов по зрению

Много внимания уделяли русские переселенцы сохранению и развитию родного языка. Первоначально кафедру русского языка Ужгородского университета возглавил профессор Чередниченко. В разные годы кафедрой руководили доценты Антошин, Г. А. Шелюто, М. А. Чернышенко, М. В. Симулик, С. С. Панько, Л.М. Устюгова, профессор В. В. Волков. Сейчас этот центр русского языка в Закарпатье возглавляет Т. И. Суран.

Русские священники и монахи были активными участниками православного движения. Например, отец Всеволод Коломацкий, бывший священником в Мукачевском районе, возводил вместе с прихожанами Покровскую церковь в селе Русском, а также храм-памятник в память о русских воинах, которые погибли в годы Первой мировой войны. В русинском селе Ладомирово (Владимирово) в Восточной Словакии в 1923-1944 гг. действовала миссия Русской Православной церкви за границей, известная своей издательской и просветительской работой.

Русские эмигранты занимались и политической деятельностью. Они содействовали организации и консолидации русофильского течения в среде русинской интеллигенции. Такие попытки вызывали недовольство официальной чехословацкой администрации. Эта агитация им виделась как антигосударственная пропаганда, которая вела к расколу не только в русинской среде, но создавала известную напряженность в самой Чехословакии.

Количество русских в Чехословакии в межвоенный период не было постоянным, они жили в Подкарпатской Руси с осознанием временности своего положения и надеялись вернуться в Россию, очищенную от большевиков.

Накануне нападения фашистской Германии на Чехословакию большинство из них выехало в Югославию или во Францию. Новая волна этнических русских появилась в регионе после освобождения Чехословакии от фашизма в 1944 году. Но, к сожалению, это были уже другие «русские», представители государственно-партийного аппарата СССР, не столько русские по национальности, сколько советские по своим убеждениям и характеру. Именно эта советская бюрократия стала последовательно осуществлять украинизацию русин Подкарпатской Руси. Русофильство было приравнено к Белому движению, его носители отправлялись на «перевоспитание» в ГУЛАГ.

Советских «русских» не интересовало русофильство в крае и русинская культура. Эти «русские» зачастую относились к русинской культуре с пренебрежением.

Вместе с тем справедливо будет отметить, что немало русских специалистов работало на благо края — учёные, врачи, инженеры и другие работники, которые внесли свой огромный вклад в развитие региона.

Особую категорию русского населения региона составляют отставные военные, которые по окончании службы связали свою дальнейшую жизнь с этим краем. К началу 90-х годов ХХ века и распаду СССР русских в крае насчитывалось 4% от всей численности населения.

После образования независимой Украины начался новый этап жизни русской национальной диаспоры Прикарпатья. В Закарпатской области, как и на всей территории Украины, реализуется политика постепенного вытеснения русского языка и культуры из всех сфер жизни граждан региона.

В Ужгороде, к примеру, в городе, который на 10% населён русскими, осталась лишь одна русскоязычная школа. Но даже это единственное учебное заведение, где можно услышать родную для тысяч горожан речь, всячески преступно притесняется местными бандеровскими властями. Русский язык и культура при сохранении современных тенденций будут и дальше терять свои позиции на территории Закарпатской области  и в недалекой перспективе могут быть повсеместно вытеснены.

Григорий Миронов