Ежедневные актуальные новости

Учитывает ли НАТО ошибку шведского короля на Украине?

На ошибку Карла ХІІ указывал еще украинский поэт Пушкин в предисловии к поэме «Полтава». Но обо всем по порядку.

В украинцы Пушкина записал, как известно, министр закордонных справ Климкин. Вопреки мнению украинских националистов. Они уже давно поставили Пушкина в один ряд с прочими врагами Украины за «неправильную» трактовку истории.

Тем не менее Курский соловей Климкин, как незалежный министр, прочвирикал недавно в Чвиттере: «Вважатиме Пушкіна українцем. Зрешою, українські Одеса і Крим неодноразово надихали його творчого генія».  То бишь: «Считаю Пушкина украинцем.  В конце концов украинские Одесса и Крым неоднократно водохновляли его творческого гения».
Ай да Климкин! Ай да сукин сын! Не гений, но храбрый. Вот так взял – и просто прочвирикал.
Совсем не боится боевиков Правого сектора. И статус своего среди чужих, чужого среди своих его тоже не смущает.

Пушкин впервые попал в Крым в 1820-м году, в Одессу в 1821-м, а в целом пробыл в южной «ссылке» до 1824-го. До того он уже написал много стихов и первую большую поэму «Руслан и Людмила», опубликованную аккурат в «доукраинском» 1820-м.

По Климкину, до Крыма и Одессы Пушкин украинцем еще не был. Ну, как Климкин до приезда в Киев из Курска и Московского физтеха.

Действительно, в «доукраинской» поэме «Руслане и Людмиле» в центре действия – Киев, дворец князя Владимира-солнышко. Герои поэмы называют Владимира «русский князь». Киевлян и войско, защищающе Киев от нашествия печенегов, Пушкин называет «русскими». В общем, Украины и украинцев у Пушкина в поэме как бы нет.

Он что, не знал, что в Киеве живут украинцы? В Царскосельском лицее, где Пушкин учился и начал писать поэму, плохо преподавали историю? Или Пушкин был нерадивым лицеистом, а о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой» получал сведения только от темной бабы Арины Родионовны?

Надо признать, за поэму образца 1820 г. Пушкина сильно критиковали. Но не за отсутствие украинцев. Через восемь лет, уже значительно позже посещения украинских Крыма, Одессы, и даже неупомянутого Климкиным Киева, которые все вместе «надыхали його творчого гения», Пушкин «исправил и умножил» поэму во втором издании 1828 г. Украинцы там, увы, не появились, а основным  «умножением» было новое вступление в поэму в виде стиха «У лукоморья дуб зеленый…» со словами «Там русский дух…, там Русью пахнет!». Опять русский, Русь – ну что тут поделаешь!

Конечно же, Пушкин все знал об Украине. Есть в его произведениях и Украина, и украинцы. Только по его представлениям это были русские люди. Русские, говорящие на украинском наречии. Русские со своими молвами, мовами, говирками. Украинское наречие теперь называется украинским языком.

Но в одном Климкин прав – пребывание Пушкина на Украине действительно вдохновило его на создание многих произведений. Одно из самых замечательных – поэма «Полтава» с образом Мазепы. Написана в 1828-м г.
Мазепа обещал Карлу 50 тыс. войска козаков против Петра. Но не пошли русские Украины воевать за шведов против русских с Московии. На сторону Мазепы перешли всего около 10 тыс. казаков. Но и тех Карл не рискнул ввести в бой, опасаясь неверности. В сражении участвовал всего один небольшой отряд добровольцев.

Читать также:
В Киеве закрасили фреску с изображением Петра Первого

Правда, с другой стороны Петр тоже не ввел в бой украинские казачьи полки. Почему он так сделал? Тоже опасался неверности? Или, зная, что со стороны шведов будут и казаки, не хотел, чтобы казаки воевали с казаками? У Петра было численное преимущество перед шведами. Часть его войска вообще простояла в резерве и не участвовала в сражении. Поэтому Петр мог позволить себе «благородный » поступок не вводить в бой казаков, оставляя их на случай крайней необходимости.

В современной нам гражданской войне на юго-востоке Украины в Донбассе русские воюют с русскими. Причем большого энтузиазма воевать со своими ни у воюющих, ни у населения  всей Украины нет. Кроме «партии войны» в нынешней власти Украины, которой эта война нужна. Она же и хочет «вступить» Украину в НАТО, чтобы втянуть НАТО в свой конфликт с Россией.

Современные Мазепы всеми способами стараются показать НАТО- Карлам, что украинцы уже не русские, а такие же европейцы, как те шведы. СМИ и интернеты стараются вовсю убедить мир, что Россия слишком большая, неэффективная, не делится своими богатствами, делает мир беднее как сами и угрожает соседям. Все это она делает уже тем, что она есть.

Украина же старается доказать, что Россия напала на Украину и обязательно хочет теперь напасть на всю Европу. Поэтому ее надо с помощью НАТО в Украине и остановить. Т.е. НАТО-Карлам надо прийти в Украину куда-нибудь под Полтаву или Донецк и дать бой московскому «царю».

Ошибка Карла ХII на Украине имеет две составляющие. Третьей он, как написал Пушкин, «избегнул» – не пошел на Москву как после него Наполеон. Две другие четко указаны Пушкиным: первая – доверился Мазепе, что украинцы не русские и будут воевать с москалями, и вторая – что он так же легко победит русскую армию под Полтавой, как и под Наровом (Нарвой) девять лет назад.

Что касается первой, то Карл, видимо, совсем не представлял, что может означать «Там русский дух…, там Русью пахнет!». Что этот дух был и в кошах запорожских козаков. А что до второй, то Карл должен был учитывать, что воевать на территории России под Полтавой – это совсем не то, что на территории Швеции за город Наров, хоть и спорного происхождения и принадлежности с русскоязычными жителями.

Учитывает ли НАТО ошибки Карла на Украине? Видимо, да.

Потому как не спешит с приемом  Украины. Активность в 90-е годы по сближению постсоветских стран с НАТО ограничилась в отношении Украины главным – НАТО скупило задешево у обнищавших украинских ученых все научные разработки, что выполнялись в советское время по линии первого отдела, т.е. на оборону. Все это сопровождалось публичными мероприятиями, конференциями и прочими «заходами». Как только скупили, все стихло. В этом отношении НАТО от Украины уже ничего не надо.

Поэтому и «принимает» Украина в НАТО пока себя сама.

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции