Ежедневные актуальные новости

Украинский блицкриг закончится в Киеве

Украинский блицкриг закончится в Киеве

Публичные рассуждения об украинском кризисе сводятся сейчас к обсуждению политических раскладов в Киеве, минских соглашений и экономической ситуации. Российские политологи говорят о соотношений партий «мира» и «войны» на Украине, протестах против Порошенко и закрытии российских банков. О самом стратегически важном мы слышим куда меньше.

 

Украинские власти почти три года подряд концентрируют вдоль границ Луганской и Донецкой народных республик огромное количество вооружений. Постоянно появляются новости о прибывших в зону конфликта американских или польских военных инструкторах, а украинские политики делают недвусмысленные заявления по поводу военной операции. Так, глава Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил неделю назад в интервью BBC, что в будущей военной операции против «донбасских сепаратистов» главное – «не проскочить границу». Речь идет о границе с Россией, которую украинские военные боятся «проскочить» во время молниеносного удара по Луганску и Донецку.

 

Как бы не была сильна горячо любимая нами российская Армия и вооруженные силы народных республик, поддаваться шапкозакидательским настроениям мы не имеем права. Украинская армия, конечно, не похожа на силы Вермахта в 41 году, но все же какой-то потенциал у нее имеется. Какие же человеческие и технические резервы может бросить в бой Киев при попытки блицкрига?

 

Украина в советские времена концентрировала просто фантастические военные резервы техники на своей территории. В случае вероятного перерастания холодной войны в горячую удар силами НАТО был бы нанесен по западным границам СССР, поэтому на восточном направлении была сконцентрирована массированная группировка советских войск. Однако сейчас, после 25 лет независимости, запасы техники изрядно истощились. Основные базы хранения были сокращены еще до войны, а техника продана или утилизирована как металлолом.

 

Может быть, не до границы с Россией, но до центра Луганска и Донецка ВСУ со всеми своими запасами техники и живой силы прорваться смогут. При этом понесут катастрофические потери, увязнут в уличных боях, но фактически сил на такую операцию у Киева хватит.

 

Для этого будут использованы одиннадцать механизированных бригад. Также формируется еще три горно-пехотных и четыре мотопехотных бригады. Из них десять десантно-штурмовых бригад остаются в Черновцах на охране границы с Румынией и Венгрией. 15 и 60 механизированные, 62 отдельная горно-пехотная бригады сейчас проводят учения по блокаде Крыма.

 

На вооружении ВСУ три танковые бригады (в экстренном порядке сейчас формируются еще две) и шесть отдельных Танковых батальонов. Пятая танковая бригада создана специально для блокирования границы с Крымом. Три бывших советских танковых дивизий переформатированы в базы хранения.

 

Запасы еще советского ракетного и артиллерийского вооружения впечатляют, хотя боеприпасов к нему близки к исчерпанию. Всего в составе ВСУ сейчас семь артиллерийских бригад и два полка реактивной артиллерии. На вооружении стоят еще советские «Точки-У», «Смерчи» и «Грады». Самоходная артиллерия находится в печальном состоянии после иловайского и дебальцевского котлов 2014 года.

 

В то же время буксируемых артиллерийских орудий 50-70 годов столько, что можно было бы легко вооружить ими для полномасштабной войны несколько африканских государств. Для реальной боевой ситуации и противостояния российской Армии эти «пушки» не годятся, зато прекрасно подходят для обстрела мирных городов.

 

После недолгого использования в самом начале войны в 2014 году военная авиация Украины практически в вооруженном конфликте не участвовала. В составе ВСУ всего четыре бригады армейской авиации, из которых полностью укомплектованы только две. Кроме того, есть база хранения во Львове, где хранятся элементы корпусов и двигатели различной авиационной техники. Там же хранятся старые СУ-27 и МиГ-29, которые если и смогут подняться в воздух, то при более или менее функционирующей ПВО будут мгновенно уничтожены. Морская авиация, разумеется, отсутствует. Больше Украине в воздухе похвастаться нечем, как и войсками ПВО.  В структуре ВСУ также есть шесть бригад тактической авиации, 39-я отдельная эскадрилья, одна учебная бригада тактической авиации и один полк беспилотников. В строю остаются три бригады транспортной авиации.

Читать также:
«Заклятые друзья»: Как Варшава ставит Киев на место

 

Правда, пока действовали Минские соглашения, Украина смогла восстановить часть авиационного парка. В случае конфликта основная их цель будет вывоз раненых в тыл и переброска десанта. Использовать этот едва летающий хлам в наступательных целях практически невозможно. Из ударных вертолетов на Украине остались ранние модификации МИ-24 и многоцелевые МИ-8. «Мотор-Сич» выпускает двигатели для таких вертолетов, а на складах остается множество корпусов, но проблема – в отсутствии новых систем наведения и защиты. Кооперационные связи с «Росвертолом» разорваны, а рассчитывать на свою электронику Украине не приходится.

 

Силы специальных операций состоят всего из двух полков. К элите украинских войск можно отнести Отдельный Отряд специального назначения ГУР МО Украины, 36 ОБрМП, 137 ОБатМП, 801 отдельный отряд борьбы с подводными диверсионными силами и средствами, а также шесть отдельных рот разведки. В бою их никто не видел, поэтому судить об их профессионализме и боевой подготовке сложно. Войска ВДВ в своем составе имеют одну воздушно-десантную бригаду, пять десантно-штурмовых, две аэромобильных. 82-я отдельная аэромобильная бригада готовится для блокирования границы с Крымом.

 

Карательные операции небольших групп в тылу, диверсии и подрывы объектов инфраструктуры – это лучшее, что получается у украинских военных и добровольческих батальонов. Таких небольших групп в случае конфликта стоит опасаться в первую очередь. К тому же они уже вооружены самым современным стрелковым оружием и НАТОвской экипировкой.

 

С флотом дела обстоят хуже всего. На данный момент Украина может задействовать в конфликте один средний десантный корабль, один десантный катер и шесть артиллерийских катеров специальной постройки. Но даже эти катера не могут зайти в Азовское море: проход через Керченский пролив даст информацию республикам о составе группировки и время подготовиться к встрече. Так что скорее всего корабли не покинут порты Одессы.

 

В то же время численный состав ВСУ вырос в разы, постоянные тренировки на полигонах и обкатка на передовой тоже не прошли даром. Однако отбор военнослужащих ведется спустя рукава – упор делается на массовость. У новых бригад штатная структура сильно укорочена, а некоторые не имеют даже казарм. В случае конфликта молодых украинских ребят просто используют в первой-второй волне атак как пушечное мясо.

 

Подводя итоги, можно сказать, что главным козырем Украины во время конфликта может стать численность. Также нет сомнений, что Порошенко и Турчинов с легкостью могут пожертвовать тысячами украинских десантников и морпехов. Проникающие удары будут нанесены скорее всего в районе Докучаевска, в районе трассы Донецк-Горловка и в районе Дебальцево – для окружения Донецкой и Горловской агломерации. В направлении ЛНР скорее всего завяжутся позиционные бои с целью не дать выдвинуть Милицию ЛНР на помощь ДНР. Удары, конечно, будут нанесены большими силами с поддержкой танковых бригад и остатков авиации.

 

Прорыв линии фронта и потеря ключевых позиций ДНР и ЛНР в таком случае неизбежны. Единственная надежда – контрудар по растянувшимся резервам ВСУ и взятие отдельных механизированных частей в котел. Народная милиция сможет легко отсекать растянувшиеся хвосты ВСУ и перерезать логистику.

 

Все при самом оптимистичном для Киева сценарии ВСУ смогут пробиться в городские центры Луганска и Донецка, в ходе чего лишатся от половины до трети живой силы и техники, существенные потери понесет также Народная милиция.

 

Очень вероятное прямое участие российской Армии и Флота мы намеренно не просчитываем. В этом случае военные действия будут короткими, и речь пойдет уже о взятии Одессы, Харькова и Днепропетровска. Украинский блицкриг закончится в Киеве.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

 

Олег Розанов