Ежедневные актуальные новости

Нагорный Карабах и Донбасс. Все уперлось в Минск

Нагорный Карабах и Донбасс. Все уперлось в Минск

В кругах опытных бизнесменов бытует вполне обоснованное мнение, что отсутствие прогресса неминуемо приводит к деградации. Особенно ярко, регресс из-за отсутствия позитивных тенденций, проявляется в известных форматах мирного урегулирования конфликтов.

Очередным серьезным обострением, по мнению экспертов, может обернуться азербайджано-армянский конфликт, в виду полного отсутствия подвижек в переговорном процессе. На сегодняшний день, нагорно-карабахская зона конфликта активно милитаризируется, в то время, как Армения и Азербайджан «играют мускулами» друг перед другом, проводя одни масштабные учения за другими. Очередной эскалации ожидают уже осенью нынешнего года.

Все из-за того, что посреднический формат Минской группы ОБСЕ, традиционно, в поисках выхода из напряженной ситуации, привычно уткнулся в бетонную стену, именуемую тупиком. За пятнадцать месяцев, миновавших со дня последней эскалации, сторонам так и не удалось нащупать точки соприкосновения.

Нагорно-карабахский конфликт может похвастаться длинной и богатой на трагические события историей. А потому, принцип «лучше ужасный конец, чем ужас без конца», в виду крайней стадии усталости населения от многолетней войны, актуален для Азербайджана и Армении в куда большей степени, чем даже для Украины и Донбасса. Кроме того, важную роль играют и политические «пятнашки» в странах, вовлеченных в переговорный процесс. Речь, конечно же, идет о Франции и США, которым, в виду смены президентов, прямо скажем, пока не до Нагорного Карабаха.

Эксперты также полагают, что негативную роль, в вопросе эскалации, сыграло общее падение уровня авторитета Минской группы ОБСЕ, которая и там уже не способна эффективно влиять на ситуацию.

После апрельского обострения 2016-го года, стороны, казалось бы, нашли общий язык в рамках «казанской формулы». Армения должна была освободить контролируемые ею районы вокруг Нагорного Карабаха. За это, ей обещали деблокаду – два коридора между Карабахом и Арменией, а также временный статус для Карабаха. Далее – демилитаризация региона, гарантом которой, должна была выступить ОБСЕ. Но, в последний момент, договоренности сорвались.

На сегодняшний день, с точки зрения политологов, Азербайджан, в отсутствии мирных подвижек, намерен раз и навсегда решить проблему военным путем. Армения же демонстрирует готовность и физическую способность не допустить этого, сохранив все так, как есть. И, учитывая отстраненность и незаинтересованность стран-посредников, такой вариант развития событий очень даже возможен.

На практике же, получается замкнутый круг. Стороны конфликта имеют диаметрально противоположные цели и не готовы идти на серьезные уступки. В то же время, страны-посредники заняты собственными проблемами, а ОБСЕ, путем политического давления, если и может принудить стороны к временному прекращению огня, то предложить полноценный выход из ситуации неспособно. А потому, обострение влечет за собой перемирие, за которым непременно следует новое обострение.

Нечто подобное, на сегодняшний день, можно наблюдать и на Донбассе. Минские соглашения, более или менее актуальные на момент заключения, давно выполнили свою функцию. Теперь же, они, по большому счету, демонстрируют полную неэффективность, и как мера, ограничивающая применение силы участниками конфликта, призванная снять напряженность и свести потери среди военных и гражданского населения к минимуму, и как план действий на перспективу.

Читать также:
В Днепропетровске прошел флешмоб "Души невинно убитых мирных жителей Донбасса"

Нынешний формат уже не устраивает ни официальный Киев, ни, тем более, непризнанные республики Донбасса. Просто в виду того, что первым, для решения своих внутренних политических противоречий, нужна исключительно победа. Не говоря уж о том, что несколько миллионов «неправильного» электората – не лучший подарок, когда на горизонте показались выборы.

Республики же не желают возвращаться под киевский протекторат даже с условием присвоения особого статуса. И это, учитывая всю сложность ситуации, не каприз, но залог выживания. На этом фоне, явно усугубляется обстановка вдоль линии соприкосновения. Количество раненых и убитых, в первую очередь, среди гражданского населения, продолжает увеличиваться день ото дня. Тут, во многом, сказывается решение ДНР и ЛНР – соблюдать режим прекращения огня в одностороннем порядке.

Иными словами, если раньше Минские соглашения играли роль своеобразного жаропонижающего для больного лихорадкой, то ныне они не справляются даже с симптомами заболевания. Скорее наоборот – отсутствие адекватного сопротивления со стороны республик буквально соблазняет украинскую сторону усилить натиск. 

При этом, вовлеченные в переговорный процесс государства, большинство из которых явно на стороне «легитимного» киевского правительства, все чаще закрывают глаза украинские проявления агрессии, вроде захвата населенных пунктов и позиций в «серой зоне», операций по «выравниванию» линии фронта и «беспокоящих обстрелов». Если в переговорном процессе между Азербайджаном и Арменией, большая часть вовлеченных государств явно склоняется на сторону последней, то на стороне республик выступает лишь Российская Федерация, в то время, как лидеры ДНР и ЛНР даже не принимают участия в переговорах в «Нормандском формате».
В итоге, имеем до боли похожую ситуацию. Очередная эскалация, силами переговорщиков, блокируется перемирием, и так по кругу. Притом, что режимы прекращения огня, в последние месяцы, не держатся дольше нескольких часов.

Ожидать от сторон донбасского конфликта серьезных уступок, скорее всего, не стоит. Минский сюжет, как уже было сказано выше, не устраивает ни Киев, ни Донецк и Луганск. Украинская сторона регулярно пытается диктовать требования, суть которых сводится к одному – полный контроль над территориями и людьми. Проще говоря, под мирным урегулированием, они понимают лишь полную и окончательную капитуляцию ДНР и ЛНР. А это, разумеется, невозможно.

Если в ближайшее время участники переговорного процесса не предложат новый и более эффективный формат, то единственным способом разорвать этот порочный круг станет большая война. К этому, на данный момент, склоняются и в Киеве, упоминая «Хорватский сценарий». Вопрос лишь в том, готовы ли республики Донбасса к такому повороту событий?

Георгий Авдеев

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции