Ежедневные актуальные новости

Убитые полицейские, протесты «экстремистов» и покушение на мэра. Что происходит в Азербайджане

Генпрокуратура, МВД и Служба госбезопасности Азербайджана сообщили, что двое полицейских погибли от ножевых ранений во время протестов в городе Гянджа, втором по величине азербайджанском городе. Это замначальника Главного управления города полковник Ильгар Балакишев и замначальника районного управления полиции полковник-лейтенант полиции Самед Аббасов.
Протесты в Гяндже, на которых задержали несколько десятков человек и смерть двоих высокопоставленных полицейских прошли на фоне еще одного события: покушения на мэра Гянджи. Как заявляют власти, и в покушении, и протестах, и в смерти офицеров могут быть замешаны религиозные экстремисты и террористическая организация «Исламское Государство».
Но так ли это на самом деле? Настоящее Время объясняет, что происходит во втором по величине городе Азербайджана.
Протесты
Вечером 10 июля, по официальным данным, около 200 человек собрались напротив городской администрации Гянджи на несанкционированный протест, который полицейские попытались разогнать. В Генеральной прокуратуре Азербайджана заявили, что протестующими оказались «члены радикальной религиозной группировки», но более подробной информации не предоставили.
Всего на акции задержали 40 человек, остальные успели скрыться. Сейчас полиция пытается найти организаторов и участников митинга. В розыск уже объявлены двое подозреваемых в убийстве полицейских. Провластные СМИ сообщают, что протестующие якобы размахивали флагами «религиозных экстремистов» и скандировали «Аллах акбар».
Но по данным источников азербайджанской службы Радио Свобода, на площади не звучали протестные призывы, а сама акция носила мирный характер. Более того, по словам источников, выступавшие на протесте люди не были местными жителями.

 

В социальных сетях пользователи из Азербайджана поддержали протестующих. Они призывали выступать против полиции, разогнавшей митинг, и критиковали власти за попытку привязать религиозный экстремизм к событиям в Гяндже.
Покушение на мэра и призывы к свержению власти
 
Правоохранительные органы уверены, что протестующие вышли с поддержкой Юниса Сафарова, который некоторое время назад совершил покушение на главу исполнительной власти города Гянджи Эльмара Велиева (власти сообщили о вооруженном нападении на Велиева 3 июля). Глава города и его охранник Гасым Ашбазов получили огнестрельные ранения разной степени тяжести.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что возьмет расследование покушения под личный контроль.
По подозрению в совершении нападения полиция задержала 35-летнего уроженца Гянджи Юниса Сафарова. Генпрокуратура открыла несколько уголовных дел, а МВД сообщило о задержании еще 11 человек по подозрению в сговоре с Сафаровым.
Вскоре, сообщили в МВД, еще несколько десятков человек вызывали на допросы, а 14 приговорили к административному аресту до 30 дней. Все они люди сделали записи в социальных сетях о покушении на мэра или критиковали власти за перебои с электричеством. Накануне покушения почти по всему Азербайджану был отключен свет из-за взрыва на электростанции в Мингячевире, и пострадавшая станция находится лишь в 50 км от Гянджи.
Также Генпрокуратура сообщила, что против нескольких людей и должностных лиц СМИ заведены уголовные дела о «призывах к терроризму, насильственному захвату власти и изменению конституционного строя» в Азербайджане.
Кто такой Юнис Сафаров
 
По официальным данным, Сафаров имеет российское гражданство, несколько месяцев жил в Иране и проходил военную подготовку в Сирии, но в качестве кого – не уточняется. В Генпрокуратуре, МВД и Службе Госбезопасности заявляют, что задержанный пытался установить в Азербайджане «исламское государство», управляемое законами шариата.
«Для этого он должен был убить нескольких государственных чиновников с целью создания в республике ажиотажа, хаоса и страха с конечной целью насильственного захвата власти», – говорится в совместном заявлении.
Поэтому вскоре после задержания уголовное дело против Сафарова переквалифицировали вместо «покушения на убийство» на «целенаправленный и запланированный террористический акт».
Но по неофициальным данным, Сафаров совершил нападение на главу Гянджи из-за желания отомстить мэру за оскорбление его беременной сестры. Как рассказывают источники «Азадлыга» в регионе, накануне она добилась встречи с мэром по личной проблеме, но он выгнал ее из приемной с оскорблениями. Власти эту версию отрицают.
Источники в полиции незадолго до протестов сообщили оппозиционным СМИ о предполагаемых пытках над Сафаровым, чтобы выбить из него признание. Официально власти эту информацию тоже отрицают.
Убийство полицейских
 
Источники «Азадлыг» сообщают, что убийство полицейских в Гяндже тоже может объясняться не террористическими действиями или нападением протестующих, а внутренней борьбой местных силовиков. Один из убитых офицеров был близким родственником «внутрикланового врага» мэра Гянджи, а второй – коренным гянджинцем, который не допускал пыток в местном СИЗО.
Глава Госкомитета по работе с религиозными общинами Мубариза Гурбанлы подтвердил, что убитый офицер Аббасов – родной брат официального представителя главы Управления мусульмсан Кавказа Таира Аббасова и незадолго до произошедшего выступил с призывами не поддаваться на религиозные провокации на одном из местных телеканалов. По его словам, офицеров убили «члены террористических и экстремистских группировок».
Внешние враги, включая Армению
 
Однако власти Азербайджана представляют события в Гяндже в ином свете. Как заявил МИД Азербайджана, попытка покушения на мэра и последующие протесты связаны с попытками «внешних сил», которых не устраивает нынешнее развитие страны, дестабилизировать ситуацию.
«События в Гяндже показали, что развитие Азербайджана, беспокоит не только Армению, но и некоторые другие внешние силы», – заявил Хикмет Гаджиев на брифинге в среду. Но какие именно «внешние силы» могут стоять за этим он не уточнил.
Также Служба Госбезопасности Азербайджана впервые за все время раскрылf данные о воевавших в Сирии гражданах – по их словам, около 1000 азербайджанцев присоединились к экстремистским группировкам в Сирии.
«Почему это произошло? Естественно, благодаря рекламе. На эти процессы оказал влияние механизм искусственной пропаганды, проводимой в СМИ, сайтах и соцсетях, контролируемых экстремистами. Почему оказались те, кто примкнул к событиям в Сирии? Потому что пропаганде этих событий придавалось большое значение, на нее было выделено больше средств. Естественно, что СГБ серьезно контролирует эти процессы, и предпринимает меры для их пресечения. Благодаря этому в Азербайджане пресекается религиозный радикализм», – заявил Суад Махмудов.
При этом власти Азербайджана уже пытались переложить ответственность за протесты в стране на «религиозных экстремистов». В 2016 году именно их, вместе с оппозицией они обвиняли в организации январских акций протеста в Физулинском, Сиазаньском, Ахсуйском и Ленкоранском районах, а также в городе Агджебеди. Тогда на митингах были задержаны 55 человек.
Тогда в январе 2016 года жители Азербайджаан в основном выходили на стихийные митинги, протестуя против роста цен на продовольственные товары, безработицы и проблем с выплатой зарплат.
 
www.currenttime.tv
Читать также:
Дмитрий Медведев утвердил национальную стратегию в интересах женщин