Ежедневные актуальные новости

Итоги прямой линии и вопрос про преемника

Итоги прямой линии и вопрос про преемника

Основной блок вопросов по традиции был посвящен экономике. И традиционно эти вопросы задавали сами журналисты, а люди «из народа» говорили о проблемам попроще, более насущных вещах.
Если говорить вкратце, то экономика выходит из рецессии, наблюдается минимальный, но стабильный экономический рост. Радует, что, наконец-то, многократно был сделан акцент на производительности труда — условия условиями, но и зарплата будет расти тогда, когда будет, за что ее платить. Справедливо.

На этот раз острее обычного стояли вопросы зарплат (причем говорили теперь не только про МРОТ — но про реальный располагаемый доход), что лично для меня стало показателем более глубокого погружения в острые социальные проблемы. Сугубо по личным ощущениям — год от года линия становится все более «внутренней»: если раньше максимальное число вопросов было посвящено Украине и Америке, а также прочим «друзьям России», то теперь их число сведено к минимуму. Жалко, конечно, что про Донбасс не спросили, но это опять же мое личное…
Так вот, насчет зарплат. Приведены были и цифры — совершенно реальные, абсолютно не нарисованные, напрямую озвученные президенту:
— медсестра с космодрома «Восточный» 10600
— пожарный из Саратова 8000
— почтальон (город забыл, простите) 3600
— детский педагог 7935

Потом позвонила молодая учительница с зарплатой в 16500 — тоже вполне объективные цифры. Везде пообещали разобраться. Бюджетников, не попавших в майские указы (как раз категории медсестер, пожарных и тд) проиндексируют с 1 января 2018.

В экономическом блоке нельзя было обойтись без вопросов санкций. И что удивительно — пока Путин говорил, что это не очень хорошо, в зале сельскохозяйственник умолял не отменять эмбарго. Такое, знаете, двоякое ощущение. С одной стороны помидоры всегда помидоры, с другой стороны просьба странная. Президент, конечно, сказал, что если санкции отменят, то и РФ снимет меры, не только потому что ВТО, но и потому, что наши производители должны марку держать, а не надеяться на чудо (как, кстати, большая часть бизнеса в РФ). В общем, вопрос не очень, ответ справедливый и в рамках текущей повестки — работайте и воздастся вам по заслугам.

Единственный вопрос, ответ на который позволю себе покритиковать — обращение от малого бизнеса по поводу высоких процентных ставок. Четкого ответа не прозвучало, не было даже отсылки к завтрашнему заседанию ЦБ. Предприниматель назвал ставку в 19%, президент — в 11%. То ли Набиуллина святая и к ней не может быть претензий, то ли ко всей банковской системе вопросы задавать не с руки — в общем, этот четкий и конкретный (в отличие от многих других) вопрос остался нерешенным.

Внешняя политика, как я уже сказал, задета весьма поверхностно. Про Украину совсем чуть — ответ Порошенко, про США в стандартно нейтральном ключе. Здесь, наверное, и добавлять нечего, потому что акцента на месте России в мире не было сделано впервые за долгое время. Это говорит о том, что влияние Москвы — вопрос решенный, и теперь пора заняться более насущными делами.

Кстати, хорошая цитата относительно санкций: «Не было бы Крыма — было бы что-то еще». Это к тому, что против России всегда применялись сдерживающие меры, и сильно удивляться им не стоит. Видимо, вопрос полного снятия санкций не будет решен даже на саммите 20 в июле (хотя никто не исключает частичной отмены некоторых ограничений).

Социальной сфере, по личным ощущениям, отвелось часа 3 из 4. Основным итогом можно считать грядущую порку губернаторов. СМИ пишут, что многие из них уже зашевелились: Московская область суетится из-за свалки в Балашихе, Забайкалье — из-за бедствующих погорельцев, Ставрополье — из-за пострадавших про наводнении. Схватились за сердце также губернатор Самарской области Николай Меркушкин, губернатор Челябинской области Борис Дубровский, губернатор Мурманской области Марина Ковтун, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, губернатор ХМАО Наталья Комарова.

Читать также:
Для чего нужен эквайринг в бизнесе

Кроме того, очень много прозвучало вопросов, который ВВ Путин отметил как «личные». По правую и левую сторону от него висели экраны с СМС от зрителей, и некоторые вопросы и обращения он отдельно помечал. Кстати, в Сети уже пошли шутки на тему отсутствия модерации этих вопросов, но к ним вернемся чуть позднее. Главное же для социальной сферы — каждый глава региона испугался за собственное кресло, а хотя бы несколько человек получат необходимую помощь.

В середине «прямой линии» прозвучали вопросы, которые я бы назвал самыми обсуждаемыми:

— передача Исаакия РПЦ — «Исаакиевский собор был построен как храм, был построен как церковь, а не музей. Он был построен для того, чтобы люди там молились. А там люди в советское время что сделали? Повесили маятник Фуко, чтобы подтвердить, что Земля вертится. Это был такой квази-музей атеизма». То есть вопрос о передаче, скорее всего, — лишь дело времени;

— реновация в Москве — Владимир Путин отметил старания Собянина, но подчеркнул, что нужно максимально соответствовать ожиданиям людей. В общем, реновации быть;

Кстати, красноярцы в это время завидуют москвичам…

— «Матильда». Этот вопрос был задан Сергеем Безруковым, рядом с которым сидел непосредственный режиссер фильма Алексей Учитель. Судя по реакции президента, претензий к прокату быть не должно. От себя присуждаю пиарщикам «Матильды» главный приз за самый невероятный пиар-ход. Никогда еще фильмы не раскручивались на таком высоком уровне. Успех гарантирован.

А теперь насчет вопросов, которые высвечивались на экранах по две стороны от президента.
«Неужели кто-то верит в эти постановочные вопросы?»
«Своих не бросаем — это вы говорите про чиновников-коррупционеров?» и все в таком духе.

И браво организаторам линии — в самом конце Путин ответил и на эти вопросы, сняв подозрения в постановке и обозначив, что коррупционеров он «своими» не считает.

Отдельного внимания заслужил молодой человек, спросивший также про коррупцию: показательные задержания и домашние аресты. На что Путин возразил, что аресты вовсе не показательные, приведя в пример вчерашний случай с признанием вины начальника ФСИН, который получил 8 лет тюрьмы.

И, наконец, на главный вопрос о преемнике, который ведущая попыталась задать в самом конце, Владимир Путин ответил крайне уклончиво, что разделило зрителей на два лагеря: тех, кто увидел в этом знак о претензиях на новый срок и тех, кто считает, что никаких знаков Путин не подавал.

— Владимир Владимирович, будет ли следующая прямая линия с вами?
— Если линия и будет, то только прямая.

Вряд ли эти слова можно считать началом предвыборной кампании, но решать вам…

В целом впечатлении от этих 4 часов общения положительное — с каждым годом линия становится все более открытой и прозрачной. Говорят, в этот раз даже пускали журналистов, которым ранее аккредитацию не выдавали. Лучшим итогом будет такая же открытая работа чиновников на местах и руководителей, от решения которых зависят человеческие жизни.