Ежедневные актуальные новости

Патриотический продукт

Патриотический продукт

В современном мире все делается молниеносно, «время — деньги», как говорится. Например, сыры теперь не вызревают месяцами, а просто вымешиваются на основе растительных жиров. Получается правда не совсем сыр, а какой-то сырный продукт, но кого это сильно волнует? Приятное ощущение сытости появляется в животе после еды, и ладно. Последствия употребления такого продукта — это другой вопрос, неудобный, нежелательный, поэтому на повестку дня не выносящийся. Зато отчитаться об успехах молочной промышленности вполне себе возможно.

 Раньше считалось, что патриотизм не рождается в головах и сердцах людей по щелчку пальцев, по мановению волшебной палочки, его нельзя материализовать. Вы тоже так полагаете? Ошибаетесь, или просто не в курсе современных политтехнологий. В патриотизм можно поиграть, его можно заказать, примерить как костюм выходного дня, подтянуть где великовато, урезать где излишки, потаскать, перекроить или вовсе выбросить за ненадобностью.

Патриотизм нужно впитать с культурой, взрастить ежедневным трудом и заботой, выстрадать с болью и радостью? Минуточку, что за рудиментарные представления, а СМИ на что? Кидаешь «заквасочку» в виде очередной блестящей победы российского политического истеблишмента (Грузия, Украина, Сирия, выборы американского президента, преодоление экономического кризиса, борьба с бедностью, коррупцией и далее по списку), и спустя всего пару дней беспрерывного потока пропагандистских новостей по выбранной тематике получаешь желаемое — патриотический продукт готов к употреблению. Оказывается можно легко практически одномоментно вдвое увеличить число патриотов. Жили себе люди, патриотизмом не заморачивались особо, занимались спокойно своими насущными проблемами, решали обычные бытовые вопросы, детей рожали, на работу ходили — тут, «бах!», 2014-й, Олимпиада, Крым, санкции… И не важно, что потом Донбасс, что изоляция, допинговые скандалы, самосанкции, усугубившие кризис, зато патриотов вокруг…

Нет, есть, конечно, люди, глубоко любящие свою Родину, уважающие ее культуру, традиции, на совесть делающие свое дело, пытающиеся передать это чувство детям. Таковых, слава Богу, не мало, может быть во многом благодаря им и страна еще держится. Но так чтобы вдвое за год всего, реально ли? Только 19% наших соотечественников считало, что в России большую часть населения составляют патриоты, причем доля эта была постоянной с начала мониторинга (с 2001 года), а в 2014-го таких людей стало почти в два раза больше (рис. 1).

Рис. 1. Представления россиян о количестве людей в стране, которых можно назвать патриотами (ФОМ)

В 2012 году только 22% россиян отмечало, что среди их знакомых большинство людей патриоты, а в 2014 году таковых стало уже 39%. Показательно, что когда респондентов попросили конкретизировать, в чем проявляется патриотическое поведение их друзей, двое из пяти человек не смогли ответить на этот вопрос. То есть сорока двум процентам вспомнить оказалось нечего, даже такого, казалось бы, лежащего на поверхности, как «гордится своей страной». Тогда возникает закономерный вопрос, действительно ли вокруг множатся патриоты, или в этом только убеждают с экранов телевизоров, в результате чего меняется общественное мнение о числе патриотически настроенных граждан, но не преображается качественно состояние социума так, чтобы это способствовало бы подъему нации, прорывам в экономике, науке, культуре, спорте и т.д.

Старшее поколение знает и помнит, что такое деятельная любовь и уважение к Родине. Люди, имеющие за плечами опыт жизни в советской России, в большинстве своем утверждают — нет, не может патриотизм возникать из ниоткуда, для этого нужна база, основа, которая иначе как с помощью воспитания не закладывается. А значительная часть молодежи уверена, что и так сойдет (рис. 2), такая вот политическая всеядность.

Рис. 2. Мнения о том, что необходимо для формирования патриотизма (ФОМ)

Но где ж его взять, патриотическое воспитание, если оно планомерно разрушалось, выхолащивалась такая функция из всех учреждений, работающих с детьми, и до сих пор она прописана лишь косвенно. С одной стороны, в законе «Об образовании»[1] образование понимается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». С другой — в перечне обязанностей образовательных организаций воспитание напрямую не значится. Значатся обеспечение реализации образовательных программ, создание безопасных условий для обучения и воспитания, соблюдение пресловутых прав и свобод. Следовательно, лишь за перечисленные аспекты образовательная организация несет, согласно закону, ответственность. То есть, если ребенок не получит в полном объеме знания по осваиваемой образовательной программе, то теоретически можно предъявлять претензии, но если он выйдет из стен учебного заведения духовно-нравственным девиантом, то упрекнуть вроде будет некого.

Читать также:
Встреча коалиции

Отсутствуют четкие представления о том, какие ценности должны формироваться.

Казалось бы, есть универсальные и всем понятные — любовь к Родине, труд, родительство и т.д. Задача государства заключается в том, чтобы основные принципиально важные с точки зрения вектора развития страны и человеческого потенциала мировоззренческие аспекты закрепить в качестве императивов, в том числе, и в сфере образования и воспитания, способствовать продвижению этих ценностей. В современном варианте Конституции высшими ценностями является человек, а еще его права и свободы (ст. 2). Попробуйте детей своих повоспитывать на основе таких ценностей, вырастите законченных эгоцентриков и индивидуалистов. А чиновники хотят патриотов, и быстро. Вот и включаются механизмы, позволяющие в сжатые сроки получить патриотический продукт, может и не слишком качественный, даже суррогатный, но зато отлично подходящий для использования в электоральных целях. Есть заметное отличие во взглядах тех, чьи патриотические установки формировались по традиционным рецептам на основе хорошей «выдержки», и тех, кто являет собой результат инновационных методов производства.

Сравним две группы россиян, представляющие два поколения, чье взросление пришлось на две кардинально различные по ценностным характеристикам эпохи — молодежь и россиян старшего возраста.

В Твери будут бесплатно менять футболки с иностранной символикой на другие — с патриотическими лозунгами. Российских олимпийцев оденет дизайнер футболок «Не смешите мои Искандеры».

Мария Кондратьевна Гороховская (слева), первая в мире олимпийская чемпионка в индивидуальном первенстве по гимнастике, десятикратная чемпионка СССР, обладательница наибольшего количества медалей, завоеванных женщиной на одних Олимпийских играх, а также самая возрастная из всех абсолютных олимпийских чемпионок, и Нина Аполлоновна Пономарева–Ромашкова, завоевавшая первую золотую медаль в метании диска, восьмикратная чемпионка СССР, первая в истории СССР олимпийская чемпионка, двукратная олимпийская чемпионка, рекордсменка мира. XV летние Олимпийские игры. Хельсинки, 1952 Архив РИА Новости.

Опрос 2017 года показал, что молодежь намного более лояльно относится к проявлению «ура-патриотизма», считая, что нет ничего предосудительного в том, что человек сам себя публично называет патриотом (рис. 3).

Рис. 3. Мнения молодого и старшего поколений россиян о самодекларирования патриотических взглядов

Добавим штрих к характеристике того патриотического продукта, который был выработан в стране под чутким руководством действующей власти. Должен ли патриот считать свою страну самой лучшей? Простой вопрос, на который три четверти респондентов уверенно дали утвердительный ответ. А раз считают свою страну лучшей, то логично было бы предположить, что и гордиться должны тем, что в стране происходит и производится, и жить в ней хотеть, и работать на благо ее интересов должны стремиться. И тут начинаются странности. Оказывается, что современный патриотический продукт вполне может включать в свой состав отъезд на ПМЖ за границу, и работу на другое государство (46% по выборке), предпочитать западную культуру (58%), не иметь представления о государственных символах (62%) — рис. 4. Согласитесь, что в этом мало россиецентричности, цивилизационной идентичности и национальной идеи, зато хорошо просматриваются права и свободы, помноженные на космополитизм.

Весьма интересно, что именно после 2014 года, когда в стране число патриотически настроенных граждан стало увеличиваться, начался и процесс деградации представлений о патриотизме.

Рис. 4. Динамика представлений о характеристиках патриота

Отметим, что эти данные даны в целом по выборке, к сожалению, авторы опроса пока не открыли доступ к более детальной информации, позволяющей проследить ситуацию в различных социальных группах, в том числе возрастных, а, прежде всего, заметны изменения именно в молодежной среде.

Старшие уходят, забывают или постепенно отвыкают, а молодежь и не привыкла, не переняла, не впитала. Вернее впитала те самые «права и свободы», на основе которых под воздействием пропаганды создается сейчас эта смесь, которую иначе как патриотическим продуктом не назовешь.

По интернету гуляет хлесткая фраза: «Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай — где-то что-то украли». Похоже, и правда, украли. Родину, идею, Большую Мечту. И последствия роста такого патриотизма могут оказаться весьма неприятными.