Ежедневные актуальные новости

Валерий Ободзинский пострадал из-за своих заигрываний с Западом

Валерий Ободзинский пострадал из-за своих заигрываний с Западом

Валерию Ободзинскому 24 января исполнилось бы 75 лет.

Ободзинский был уникумом. На собственном примере он с легкостью опровергал тезис об отставании русской музыки от западной лет этак на 20-30. Его оригинальный репертуар ничуть не уступал европейским образцам, а русскоязычные адаптации шлягеров The Beatles, Джо Дассена и Карелла Готта порою даже превосходили первоисточник.

Достаточно вспомнить «Карнавал» из репертуара Карелла Готта, где Ободзинский добивался у слушателя эффекта «мурашек по коже» уже за счет междометий и прицокиваний. А песня «Золото манит», записанная к американскому вестерну «Золото Маккены», вошла в золотой фонд нашей культуры. В отличие, кстати, от фильма, сюжет которого сегодня мало кто помнит.

В 60-х годах Ободзинский выступал от Донецкой филармонии. «Павел Леонидов отправил меня в Донецк, — рассказывает он об этом периоде в материале, публикуемом «Экспресс-газетой». — Он нашел там «папу», от которого я должен был работать, а он меня продавать. И четыре года я ездил по всему Союзу от Донецкой филармонии. Квартиры в Донецке у меня не было, жил я в Москве. Прописку получил незаконно. Заплатил деньги и построил кооператив в Текстильщиках. Это было в 1969 — 1970 годах»

Даже в этот «звездный» для него период Ободзинский был весьма избирателен. «Прежде всего, песня должна была ему нравиться, — рассказала дочь певца Валерия в интервью portal-kultura.ru. — Причем это вовсе не означало, что композиции следовало обязательно носить лирический характер, — отец мог запросто и даже с удовольствием исполнить пламенное коммунистическое произведение. Они у него, кстати, выходили замечательно: народ на концертах буквально рыдал от восторга. Нельзя сказать, что Ободзинский был не требовательным: просто явное отторжение к предлагаемому ему для исполнения материалу испытывал крайне редко. Поэтому и репертуар у него необычайно широк. Однако если моменты неприятия тех или иных вещей порой и случались, то хоть расшибись в лепешку, умри у него на глазах — ничто не действовало. Причем касалось это не только музыки — папа мог быть очень жестким и категоричным. Отцовское «нет» было железным: сказал, как отрезал».
 

Ободзинский не был профессионалом, но, тем не менее, его голос вошел в историю. «Его называли западным певцом, — продолжает Валерия. – И папа не то чтобы данный аспект не скрывал — напротив, всячески подчеркивал. Он этому учился, пытался перенять что-то из манеры лучших зарубежных артистов — Элвиса, Синатры, Марио Ланца. Поначалу, кстати, репертуар отца чуть ли не целиком состоял из итальянских песен. Поэтому, возможно, на определенном этапе у Ободзинского имелись сложности — ведь в советское время подобные заигрывания с Западом не особо приветствовались. Если же говорить об отличительной особенности именно как исполнителя… Не знаю, насколько правомочно рассуждать здесь о какой-то эксклюзивности, — возможно, подобные качества присущи многим, — но папа всегда был искренним, внутренне честным и потому настоящим. А зритель это чувствует, его не обманешь».

Читать также:
Евровидение-2017: Самойлова заявлена в полуфинале

Ободзинский интересовался политикой. «Классические мужские хобби его особо не трогали, — замечает Валерия. — То есть футбол, охота, рыбалка — все это к отцу отношения не имело. Зато очень интересовался политикой, телевизор у нас всегда был настроен на новостной канал».

Дочь Ободзинского Валерия весьма скептически отнеслась к книге Варлена Стронгина об отце: «Дочитать не смогла, если честно. Действительно вокруг папы создано много мифов, зачастую ни на чем не основанных. Едва ли могу сказать, что когда-либо прочла об отце хоть что-то толковое: как правило, все либо не совсем так, либо совсем не так. Я от всего подобного устала и в итоге сама взялась за перо. Решила, что иначе правду об Ободзинском не узнают. Первую часть книги, над которой трудилась примерно года три, недавно отдала в редакцию. Этот отрезок повествования посвящен папиному детству, юности, молодости. Надеюсь, книга скоро увидит свет, хотя должна отметить, что работа над ней шла (и продолжает идти) не очень просто. Неожиданно столкнулась с препятствиями. Ведь для того чтобы литературный материал был максимально весом и авторитетен, его неплохо бы подкрепить ценными высказываниями тех, кто знал отца не понаслышке. Но почему-то многие неохотно идут на контакт. Даже, что явилось для меня большим сюрпризом, Давид Тухманов, в сотрудничестве с которым Ободзинский создал некоторые свои лучшие композиции».
 

В ближайшее время Валерия пообещала разобраться с неизданным наследием Ободзинского: «Такие фонограммы, конечно же, существуют, и в немалом количестве. Порой возникают мысли навести в этой области порядок. Но, во-первых, сейчас у меня львиная доля времени уходит на создание книги, так что сосредоточить внимание на аудиоархивах просто физически не получается. А во-вторых, выпускать что-либо на CD сегодня — задача неблагодарная. Кому это нужно? Все ведь давным-давно перетекло в интернет. Но заняться данным вопросом все равно необходимо. Надеюсь, в один прекрасный день программа под условным названием «Ободзинский. Из неизданного» в том или ином виде появится».

Концерт звезд российской эстрады, посвящённый творчеству и 75-летию со дня рождения Валерия Ободзинского с программой «Песни о любви…» состоится в Государственном Кремлевском дворце 11 марта 2017 года. В числе участников вечера заявлены Александр Серов, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Лев Лещенко, Надежда Кадышева, Таисия Повалий, Вадим Казаченко, Сосо Павлиашвили, Александр Маршал, Глеб Матвейчук, Авраам Руссо, Татьяна Буланова, Зара, Марк Тишман, Варвара, Азиза, Ирина Дубцова, Дмитрий Харатьян, Руслан Алехно, Юлия Началова, Александр Олешко, группы «Новые Самоцветы», «А-Студио», M-Band и др. В программе прозвучат песни композиторов Давида Тухманова, Александра Зацепина, Юрия Саульского из репертуара Валерия Ободзинского. Начало в 18.00.