Ежедневные актуальные новости

Робот "Гагарин" понимает эмоции человека

Робот

В России создали андроида, который в перспективе сможет работать в сфере обслуживания и обучать людей

В университете Иннополис (Татарстан) создали робота с человеческим лицом, который «считывает» эмоции с лица человека-собеседника, сам имитирует эмоции, разговаривает, распознает объекты. В будущем для принятия правильных решений на рабочем месте роботам понадобятся эмоции, считают эксперты. По мнению ученых, такие андроиды сумеют работать продавцами, гидами, преподавателями.

Робот, созданный в лаборатории когнитивных робототехнических систем университета Иннополис, получил имя «Гагарин». Он достаточно точно распознает эмоции собеседника и умеет их «зеркалить». «Гагарин» способен рассказать, какая эмоция сейчас изображена на лице его собеседника. Он также понимает русскую речь (конечно, в ограниченных пределах), может поддержать разговор и распознавать предметы.

Пока у робота есть только голова — его лицо с 30 моторчиками под резиновой кожей внешне похоже на человеческое. В глаза встроены видеокамеры. Микрофон и динамик позволяют слышать и говорить. Роль мозга выполняет программное обеспечение на ноутбуке, который проводами соединен с головой. В будущем ученые обещают собрать полноценного робота — к голове добавят тело, андроид сможет ходить, действовать руками и ногами. По их мнению, роботы с эмоциями смогут заменить людей в любых профессиях, связанных с общением, — например, работать преподавателями, продавцами и гидами.

Если спросить у «Гагарина» про космос, он расскажет о достижениях в этой сфере. Еще у робота можно спросить, какой предмет он видит, и «Гагарин» его назовет. Но главное достижение, по мнению самих ученых, в умении распознавать и имитировать эмоции. «Гагарин» «понимает» семь настроений человека: гнев, удивление, радость, страх, пренебрежение, отвращение и грусть. Их же он может изобразить — по команде или повторяя выражение лица человека-собеседника.

По словам изобретателей, систем распознавания и синтеза речи уже много, это направление хорошо развито. Николаос Мавридис, руководитель лаборатории когнитивных робототехнических систем университета Иннополис, считает, что распознавание эмоций и правильная реакция на них чрезвычайно важны для эффективности роботов в качестве учителей, воспитателей или продавцов.

Читать также:
Telegram: "ни одно правительство не получит ни бита от нас"

— Если вы хотите быстрого и естественного взаимодействия с роботами, понимание эмоций имеет решающее значение, — говорит Мавридис. — Робот сможет стать сотрудником ресепшн, музейным гидом, работать в торговом центре. Может имитировать исторического героя. Он будет сотрудничать с людьми, избавит их от скучных задач и позволит перейти к более творческим.

По словам эксперта, в зависимости от конфигурации нынешняя стоимость робота — от $5 тыс. до $50 тыс. Но в будущем, если производство роботов станет массовым, цена может снизиться.

Профессор кафедры «Кибернетика» МИФИ, научный руководитель Института интеллектуальных кибернетических систем Алексей Самсонович считает, что распознавание эмоций — важная часть программного обеспечения роботов, это поможет им сосуществовать с людьми.

— Распознавание эмоций и «эмоциональный искусственный интеллект» — самые актуальные темы в мировой робототехнике, — заявил Самсонович. — Роботы, обладающие эмоциональным интеллектом, безопаснее, чем люди. Мы сможем на них полагаться, доверять им. Машина должна понимать законы этики. Если человек поймет, что перед ним объект, способный испытывать боль или радость, он воспримет его как равного, сможет принять его помощь.

Генеральный директор компании «Экзоатлет» Екатерина Березина считает, что в будущем эмоции помогут использовать роботов в социальной сфере. Это уменьшит «человеческий фактор», например, при работе с больными.

— В Китае на выставке был робот, у которого на экран выводилось лицо, — вспоминает Березина. — Он общался с детьми, больными аутизмом. Человек не всегда может правильно реагировать в такой ситуации, а робота дети воспринимали «на ура».

По ее мнению, в этой сфере потребуется законодательное регулирование.

— Например, человек должен знать, что сейчас он общается именно с роботом, — убеждена Екатерина Березина. — Надо также прописать, какие права и обязанности есть у робота.