Ежедневные актуальные новости

Почему Трамп должен готовиться к войне с Россией, если хочет с ней мира

Почему Трамп должен готовиться к войне с Россией, если хочет с ней мира

Латинская фраза римского военного историка Вегеция, гласит: «Si vis pacem, para bellum», что переводится как «хочешь мира — готовься к войне». Несколько горький римский афоризм Вегеций написал в середине пятого века нашей эры, когда Западная Римская империя разваливалась под последовательными варварскими вторжениями с Востока — в 410 году вестготы под предводительством Алариха I разгромили Рим. Неспособность обеспечить собственную защиту сказалась не только на жизни римлян, но и сигнализировала о распаде западной империи и ввела Европу в Темные века.

Современные стратеги, представители министерств обороны и политики часто упоминают наблюдение Вегеция. Популярность фразы древнего теоретика связана с различиями между достижением мира и ведением войны. На протяжении большей части человеческой истории считалось, что сильный всегда прав. Эту концепцию лучше всего выразил Фукидид, афинский военный и историк. В своей книге «Истории Пелопоннесской войны», он описывает переговоры между Афинами и неприсоединившимся островом Мелос, на который оказывали сильное давление, чтобы он присоединился к Ахейскому союзу против Спарты. Когда лидеры острова начали протестовать и заявили, что требования Афин идут в разрез законности и справедливости, афинские переговорщики ответили, что «сильные делают то, что могут, а слабые переносят то, что должны». Философские, правовые и стратегические последствия, известные как Мелосский диалог, обсуждались в течение сотен лет.

Почему в наше время одна строка в сравнительно малоизвестной работе и в значительной степени неизвестного римского автора находит такой резонанс? Потому что она является отражением подъема западного либерального порядка и распространения демократического правления по всему миру. Фундаментальный принцип либеральной демократии заключается в том, что сила не всегда права, будь то во внутренней политике или международных отношениях. Агрессивные войны незаконны и недопустимы. Но народы имеют неотъемлемое право на самооборону. Следовательно, допустимо стремиться к миру путем сдерживания агрессии. Но чтобы этого достичь, страны должны позволять себе тратить на войну наравне с максимальными возможностями агрессора. Вывод, к которому пришли демократические страны приблизительно за триста лет сдерживания — война не должна быть привлекательной для достаточно сильных в военном отношении стран. Не случайно девиз Королевского военно-морского флота является современным эквивалентом фразы Вегеция и впервые был применен президентом Рональдом Рейганом — «Мир через силу».

Избранный президент Дональд Трамп столкнулся с критикой с обеих сторон из-за желания наладить с Владимиром Путиным хорошие отношения. По мнению критиков проблема этой идеи заключается не только том, что Кремль обвиняют в попытке повлиять на ход президентских выборов 2016 года и ослабить позицию Халлари Клинтон, но и в том, что он, со слов сенатора Джона Маккейна «бывший агент КГБ, который вверг свою страну в тиранию, избавлялся от своих политических противников, нападал на своих соседей, угрожал американским союзникам и пытался подорвать выборы в США». Трамп ответил в серии твитов, утверждая, что «иметь хорошие отношения с Россией, это хорошо, а не плохо», а также заявил, что когда он станет президентом, Россия будет уважать США гораздо больше, чем сейчас.

Как вновь избранный президент может достичь хороших отношений с Россией, страну которого Кремль уважал когда-то намного больше, чем сейчас? Ответ на этот вопрос можно найти в словах древнего римского эксперта. Господин Трамп, если Вы хотите мира с Россией — готовьтесь к войне.

Читать также:
Экс-помощница Клинтон: Она не будет снова претендовать на выборные должности

На самом деле, новая администрация, в том числе новый президент, знает это прекрасно. В ходе предвыборной кампании Трамп неоднократно призывал к преобразованию вооруженных сил США и заявлял, что «они будут настолько сильным, что никто не решится напасть на нас». Он призвал к усилению военно-морского флота с 272 до 350 кораблей и армии, а также увеличить количество тактических истребителей для ВВС. После победы на выборах, избранный президент объявил о своем намерении восстановить ядерный арсенал США, а также предупредил, что любая нация, которая вздумает участвовать в гонке ядерных вооружений, должна сразу вспомнить о нем.

Но поддержание хороших отношений с Россией и сотрудничество с Владимиром Путиным требуют одного дополнительного шага — сдерживание потенциальной российской агрессии в Европе. Но европейский мир, оплаченный американской кровью в двух мировых войнах и хранимый в течение более 70 лет вооруженными силами США в рамках альянса НАТО, нарушила путинская Россия аннексией Крымского полуострова. Какими бы не были российские претензии на полуостров — это стало первым изменением европейских границ за три четверти века при помощи силы. Россия разожгла гражданскую войну на востоке Украины, стремилась подорвать политическую стабильность ряда европейских государств, развернула широкий спектр наступательных вооружений, в том числе тактическое ядерное оружие на своих западных границах и провела многочисленные, крупномасштабные военные учения с решительно наступательным характером.

На сегодняшний день Соединенные Штаты и НАТО плохо подготовлены и не в состоянии сдержать политическую и военную агрессию России в Европе. Проще говоря, в настоящее время у них не достаточно военных, которых можно было бы перебросить в Европу для эффективной защиты восточных границ НАТО. Весомый вклад Москвы в возможности A2/AD (стратегия по ограничению и воспрещению доступа и маневра) превратил Балтийское и Черное моря в российские озера и позволил ей контролировать военно-морские силы США/НАТО в небе над Восточной Европой. Совсем недавно корпорация RAND опубликовала доклад, в котором рекомендовала развернуть полностью укомплектованные подразделения и оказать поддержку трем странам Балтии, чтобы создать им надежную защиту. Армия США в Европе, согласно ее командиру генерал-лейтенанту Бену Ходжесу, изо всех сил пытается нарастить группировку до 300 тыс. военных. Согласно докладу, американская армия ведет работу по возвращению танковой бригады на континент.

Новая администрация Трампа должна сделать две вещи. Во-первых, она должна объявить краткосрочную программу по модернизации армии США. Пятилетняя программа, направленная на ускорение текущих программ по закупкам может оказать существенное влияние на боевую мощь армии во время первого срока администрации. Во-вторых, в Европе нужно разместить еще больше американских военных. Новый президент должен предложить программу «один к одному». На каждое новое размещение военных в Восточной Европе союзниками по НАТО, Соединенные Штаты развернут еще больше передовых сил на континенте.

Амбиции избранного президента Дональда Трампа за позитивные отношения с Владимиром Путиным, достойны восхищения и даже могут стать достижимой целью. Но новый президент должен признать, что если он хочет с Россией мира, он должен готовиться к войне, в частности, в Европе.